роза красная морда большая

systemity


САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ


Previous Entry Share Next Entry
Что такое жизнь и как она возникла? II-1. Перфекционисту нельзя спать!
cactus
systemity
II-1. Перфекционисту нельзя спать!
(Что такое жизнь и как она возникла)

После окончания школы я серьёзно нацелился на поступление в Академию бронетанковых войск. Незадолго до окончания школы мой отец стал активно агитировать меня в этом направлении, видимо потому что хорошо знал начальника Академии, под непосредственным началом которого воевал. Война была ещё на памяти, и я представлял себе, как мужественно буду выглядеть в танковом комбинезоне и шлеме ("Девушки молча глядели им вслед, шли они дальше дорогой побед!.."). Уже по ходу подготовки в танкисты я вдруг внезапно почувствовал острую необходимость остановиться, замереть и тщательно проанализировать свои способности и свой характер. Такие приступы критической оценки пространственных, весовых и кибернетических характеристик  моего "Я" у меня возникали всего несколько раз в моей жизни.

Тщательно всё взвесив, я пришёл к выводу, что глупее этой задумки придумать было просто невозможно. Впервые в своей жизни я ясно для себя сформулировал и твёрдо запомнил на всю оставшуюся жизнь, что способен выполнять лишь свои собственные приказы или же в крайнем случае ласково нашёптываемые мне теми, кого я люблю. Я ясно представил себе, что немедленно застрелю из любого доступного мне оружия командира, который позволит себе орать на меня и заставлять меня делать то, что с моей точки зрения выглядит крайне нелогичным. Таким образом, я решительно похоронил своё танкистское будущее в частности и военную карьеру вообще. От всех видов армейской практики я отлынивал всю жизнь и делал это, как мне кажется, очень
талантливо.



Поскольку в то время я увлекался приготовлением в домашних условиях легкоплавких сплавов (сплавы Вуда, Розе, Деварда и т.д.), то вакуум, образовавшийся после отказа от карьеры танкиста, быстро заполнился мечтой стать специалистом в области цветных металлов. И я начал очень серьёзно готовиться к поступлению в Институт стали и сплавов. Но в это время мои стихотворения вдруг напечатали в сборнике "Молодые поэты Азербайджана", а меня приняли в литературное объединение с тем же названием. Стихи я стал сочинять рано. Как раз перед окончанием школы я начал серьёзно штудировать теоретические работы Валерия Брюсова о русскоязычной поэзии и чётко ощущал в себе способность, если и не сочинять выдающиеся по красоте стихи, то уж по крайней мере однозначно воспринимать красоту стихотворчества. Желание поступать на филологический факультет Азербайджанского государственного университета очень быстро вытеснило из меня желание плавить металлы, и я стал серьёзно готовиться к профессии филолога.

Когда я говорю "стал серьёзно готовиться", то это вовсе не означает, что я начал штудировать литературу, просиживать зад в библиотеках и т.д. Увы, я на это просто не способен. Я не научился вызубривать домашние задания в школе, до сих пор я не умею читать книги от корки до корки: я их лишь просматриваю. Готовился к поступлению я в моральном плане, примеряясь мысленно к тому, как я буду выглядеть в ауре новой профессии. У меня была разработанная мною оригинальная методика подготовки к экзаменам, не требующая большого напряжения сил. Она заключалась в том, что при подготовке к любому экзамену я по двум-трём вопросам готовился капитально, на уровне университета и выше, читал всё, что мог найти оригинального и захватывающего, интересного и необычного. На всё это уходило не более 1-2-х дней. Всё искусство сдачи экзамена состояло в том, чтобы, вытащив билет на любую тему, быстро, но очень плавно и незаметно перевести разговор на одну из заранее отштудированных тем. Не помню случая, чтобы это не сработало запланированным образом. Экзаменаторы сначала слегка вздевали брови от неожиданности, но сразу же увлекались моим выступлением и, как правило, поражённые до глубины души такой нетривиальной элоквенцией, не просили отвечать по другим вопросам и ставили высший балл.

Гуляя со знакомой девушкой по вечернему бакинскому бульвару, я поделился с ней своими планами стать разносторонним специалистом в области филологии, изучать лингвистику и сочинять талантливые стихотворения. На это знакомая девушка скривилась, посмотрела на меня очень критически и сказала с расстановкой: "Слушай, филология - это не профессия!". Ни имени этой девушки, ни цвета её волос я не запомнил. Но её ремарка навела меня на мысль, что - действительно - стать филологом я могу совершенно самостоятельно, для сочинения стихов нет необходимости ходить на занятия в университет.  Словом, грубоватое по форме замечание девушки оказалось весьма полезным по содержанию, и, придя домой после прогулки, я перед тем, как заснуть, окончательно решил стать химиком. Химическими опытами я увлекался с четвёртого класса школы. До сих пор я с большой теплотой вспоминаю эту девушку, которую совершенно не помню.

Не торопитесь обзывать меня шизофренником, хотя, конечно же, в моём поведении здравый смысл практически не проглядывается. В те годы смена пристрастий казалась мне совершенно естественной и мне не приходило в голову, что в глазах нормальных людей я должен бы выглядеть идиотом.  Я успешно окончил университет, получив профессию химика по двум специальностям - физико-химии и нефтехимии. Но особой любви к химии я так и не приобрёл, хотя понял это лишь много лет спустя. Приведённая мною хронология смены потенциальных профессий свидетельствует лишь о том, что ничего по-серьёзному мне в то время не нравилось, хотя я этого и не понимал. Всё, чем я занимался в последующие 8 лет своей профессиональной деятельности, можно сравнить с регулярным питанием в заводской столовой, а не в ресторане с изысканно приготовленной едой: я, не осознавая этого, инстинктивно выбирал то, что было не самым невкусным и не самым противным.

Поступив работать в институт нефтехимических процессов АН Азербайджана, я сначала увлёкся расчётом химических реакторов, а потом занялся катализом с помощью ионообменных смол, синтезировал очень красивые соединения под названием спираны. Я был абсолютно свободен в выборе объектов исследования, быстро прослыл очень умным (чего добиться было, впрочем, совсем нетрудно), и поэтому мне никто не мешал усовершенствовать свой ум на практике. В Баку я начал заниматься хроматографией, продолжил эти занятия в другом институте, стал заведующим лабораторией хроматографии, опубликовал много статей, но всё это было флиртом, а не любовью. У меня были огромные потенции, но я их тратил в основном на убегание от скуки. Я порой по двое суток пропадал на работе, но это не было настоящим горением. Это было дозированным нагревом моей творческой натуры, не переносящей состояние мертвящей прохлады.

Настоящая любовь пришла ко мне поздно. Настоящей любовью стала для меня бактериология, вернее те разделы биохимии и физиологии бактерий, которыми я стал серьёзно заниматься. В дальнейшем я обо всём этом расскажу подробнее. От бактериологии я перешёл плавно к представлению о путях происхождения жизни на Земле и затем к теории самоорганизации. Со своим другом в течение многих лет разрабатывал компьютерную программу, рассчитанную на имитацию поведения самоорганизующихся систем. Вот это были области моей активности, от которых я получал истинное наслаждение, в которых я работал, никогда не чувствуя усталости. Валиться с ног от полной потери сил, ощущая, что силы отданы любимому делу, - непревзойдённая радость жизни. Работал я обычно по двое суток и сутки отсыпался.

Первая часть этой книги посвящена мне как человеку, в мозгах которого созрела гипотеза, которая не могла созреть ни в одном из других мозгов, и которую я подробно обсуждаю в четвёртом разделе этой книги. Меня очень волнует то, как отреагируют профессионалы и любители на описание гипотезы, но меня, честно говоря, абсолютно не волнует, как читатель отреагирует на первый раздел этой книги, который я считаю весьма полезным чтением. У меня нет ни малейшего желания кокетничать или приукрашать описание своей жизни. Эту часть книги я пишу, главным образом, для себя. И разбирая все по полочкам, я узнаю уйму нового не только о себе, но и о жизни вообще. Я по возможности всегда старался быть честным не только с самим собою, но и с окружавшими меня людьми. Поэтому, если разделы первой части книги и покажутся кому-то претензией на литературную композицию, то на самом деле это не так. Это всего лишь репортаж о том, что было в реальности.

Описанное в этом разделе явно выдаёт во мне перфекциониста. Профессии танкиста, металловеда, филолога, химика были мне интересны, выглядели увлекательными, но это не было любовью, которая захватывает тебя всего, от которой сердце постоянно трепыхается не там, где ему положено функционировать, когда вдруг в любом месте от кончиков пальцев до затылка выползают мурашки, которые как новый орган чувств проявляются в качестве реакции на ощущение чуда. Любовь - это самая яркая иллюстрация концепции холизма, прокламирующей, что целое - больше суммы его частей, и одновременно демонстрация философской идеи агностицизма, указывающей на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью. Любовь нередуцируема, непознаваема и является ипостасью перфекционизма, соединена с перфекционизмом линией прямой связи. Чтобы полюбить что-то самозабвенно, чтобы отдаться полностью какому-то делу, нужно обладать некоторыми нетрививльными способностями.

На тему перфекционизма много написано, много высказано интересных мыслей. Но я бы не стал писать эту посвящённую перфекционизму главу только для того, чтобы процитировать то, что любой может прочесть в интернете, в сочинениях по психологии и философии. Это - не мой стиль. Практически везде перфекционизм рассматривается с позиций субъект-объектного вектора взаимодействий. Так, с точки зрения философской, перфекционизм - это убеждённость в том, что совершенствование, как собственное, так и совершенствование других людей, является той целью, к которой человек должен стремиться. В психологии перфекционизм - это постоянное самоцензурирование и стремление к совершенству, завышенные требования к окружающим, которые могут принять форму невротического психического отклонения. В патологической интерпретации перфекционизм - это убеждённость в том, что несовершенный результат работы непреемлем.

И это выше перечисленное часто приводит к тяжёлой нагрузке на психику человека, поскольку в подавляющем числе случаев невозможно сформулировать, что такое есть совершенный результат. Классически перфекционизм описывается как бессознательная внутренняя установка всё делать или в мифически полном совершенстве, или вообще не делать. Постоянно подчёркивается, что несовершенство в действиях других людей перфекциониста раздражает, часто он пытается скрыть даже от самого себя это раздражение. Стыд за возможную неудачу вызывает у перфекциониста тревогу, которая часто парализует его волю и способность к активной деятельности. В итоге легко проглядывает уверенность в том, что перфекционизм опасен не только для самого носителя этого психофизиологического качества, но и для людей, окружающих перфекциониста. Перфекционист постоянно жизнедеятельствует вблизи границы, за которой немедленно начинается зона тотального идиотизма.

Между учителем пения, певцом и слушателем пения существует большая разница. Поскольку в практическом плане в науке я "всё, что мог, спел давным-давно", в этой книге я выступаю не певцом, а слушателем и ценителем тех арий, которые я в своё время исполнял, и в некоторой степени - учителем пения, который с интересом смотрит, на что способен его бывший ученик, т.е. я. С точки зрения ценителя пения классические взгляды на перфекционизм мне кажутся ужасным фактом подмены главных форм этого естественного качества человека, вульгаризацией этого качества. Мне перфекционизм понятен и интересен в совершенно иной интерпретации. Для меня перфекционизм субъектно-объективен. Это означает, что феномен перфекционизма прежде всего заключается и - не исключено - исчерпывается умением видеть настоящую красоту, не обращая ни малейшего внимания на устоявшиеся взгляды и привычки, видеть своими собственными глазами то, что могут увидеть только эти самые и никакие иные глаза. Т.е. перфекционизм состоит в целостном отношении человека к субъектам миросозерцания и не может наличествовать в человеке, не имеющем выраженную индивидуальность.

Как сказал Станислав Ежи Лец, "Безграмотные вынуждены диктовать". Неперфекционисты не обладают уникальной способностью перфекционистов мгновенно сортировать увиденное и услышанное на "всё" или "ничего". И в этом, только в этом и заключёна природа перфекционизма, а общепринятое философское и психологическое описание этого феномена имеет третьестепенную значимость. Второй ипостасью настоящего перфекционизма, кроме способности по-особому видеть, выделять и идентифицировать красоту, является пожизненная преданность этой красоте. Перфекционист никогда не изменит своему идеалу, который внезапно ему открылся во всём своём блеске и совершенстве. Да, перфекционист, нашедший свой идеал, это - в какой-то степени маньяк, который теряет жизненные силы, отдаляясь от своего идеала. Но такие маньяки - обычно дилетанты по своей природе - в науке, особенно в фундаментальной науке, представляют собой фундаментальную ценность.

В истории науки имеется великое множество примеров, когда по всем параметрам хорошо устроенные люди или же люди, для которых по-человечески понятной и важно целью было бы достижение материального или иных форм благополучия, вдруг начинали предпринимать шаги в освоении областей науки, технологии или искусства, в которых имели нулевой вес и, на первый взгляд, не имели даже малейших шансов добиться успехов. Здесь не может быть ни малейших сомнений: эти "ненормальные" были перфекционистами. Ординарный человек смолоду выбирает себе профессию на всю жизнь. Перфекционист же бессилен сделать правильный выбор, не приобретя опыт "тёртого калача", не живя весьма насыщенной жизнью. Перфекционисту, фигурально выражаясь, нельзя спать, чтобы не проспать главное в жизни.   





  • 1
Простите за грубую прямоту - читать Вас, как хорошо ограненным алмазом любоваться. Опять-таки простите за truism - Вы, как и все natural talents, излучаете доброжелательную уверенность, которую невозможно фальсифицировать.

Поэтому настоящий талант также щедр. Когда Сальери в благоговейном негодовании клеймит кабацкого музыканта, who's butchering Mozart's piece, Моцарт со смехом отвечает: Я завтра таких 10 напишу...

Просто хотелось Вам сказать комплемент - Вы его более, чем заслужили.

А насчет красоты, правда это безумное ощущение? В этот момент мир становится понятен, захватывает дух. Все как будто - простите если глупость говорю - кристаллизовалось, такие shimmering hard edges у мира, у чувств.

Иногда совсем странные вещи бывают. Мы стояли с женой на месте Пергамского Алтаря (это такай гигантский утес посреди равнины), ветер - она показывает на что-то. На земле стоит Коринфская капитель, почти ничего не осталось, листья все обломаны, грязный кусок мрамора. И из под него, там где должен был быть мраморный лист, вырос зеленый лист настоящего Аканта. И вдруг все сошлось, над долю секунды. Мы только друг другу кивнули - чего тут говорить :).

Как можно отведав подобного тратить жизнь на бессмыслицу (я все жизнь freelancer)?

Опять извините, наверное не предполагается обсуждать подобные вещи на публике.

Спасибо, дорогой! Мне очень приятно всё это от Вас слышать. Но даже не столько в порядке похвалы, сколько от удовольствия вдруг встретить человека, с которым можно мысленно общаться, как с самим собой. Это - очень редкое ощущение. Спасибо. Я пытаюсь понять главные закономерности функционирования самоорганизующихся систем [СО]. Больше 20 лет я разрабатывал компьютерную программу имитации таких систем. Мне это очень интересно и в связи с моей гипотезой происхождения жизни. Такие системы нас окружают, наш мозг является такой системой, семья, общество и т.д. (Где-то здесь я писал на эту тему: http://www.sandronic.ru/e/900928-sistema-obrazovaniya). Пока что в науке с этим очень туго.

Так вот, когда мне нужно привести пример самоорганизующейся системы, мне почему-то всегда первым приходит "любовь". Да, настоящая любовь - это самоорганизующаяся система, в которой целое значительно больше составляющих её частей. И мне всё время хочется написать пост на эту тему. И я всё время при этом почему-то думаю, что подавляющшее большинство читающих меня не поймёт. Так что, единомышленники - это редкий подарок такому коллекционеру, как я. Спасибо!

Edited at 2012-08-05 06:06 am (UTC)

Ну что Вы, the pleasure is all mine.

Читая некоторые ВАши воспоминания, как в серкало гляжусь. Например, История Архитектуры - интересный предмет, но сдавать ее было трудно. К тому же, будучи полным оболтусом, я не посетил ни на одной лекции. А на экзамене (не знаю как сейчас) трбовалось не только рассказать что-то, но и нарисовать планы и фасады зданий in question в ТОЧНЫХ пропорциях. Полистав три толстенных тома ИА я попытался выучить один билет - ради интереса. К концу дня я мог бойко изложить историю строительства Notre Dame de Paris и сделать сравнительный анализ с соборами в Amiens, Strasbourg and Chartres, с легостью гения эскизируя фацады и планы (я переложил их на модульную сетку). Дураку было ясно, что другие 120 вопросов вряд ли удастся втиснуть в оставшиеся 2 дня :).

Посему я с чистой совестью закрыл книги и продолжил увлекательное чтение истории ukiyo-e. На экзамене билет "Модерн Скандинавских стран" о котором я не имел ни малейшего понятия вызвал легкое трепетание. Я бойко поднял руку и вызвался отвечать без подготовки.

"Трудно переоценить вклад японской гравюры в искусство Модерна, Art Nouveau европейских стран. Гравюры Ишикавы Харунобу, Тоёнобу и конечно семьи Торий - не говоря о великих Утамаро и Хирошиге - открыли новые горизонты эстетики. Но наше с вами путешествие начинается раньше, в момент, когда великий Сэн-Но-Рикюй изобрел чайную церемонию..." - в этот момент профессор протянул зачетку.

Знакомо? :)

Прекрасно! Почитайте по теме этого изобретения: http://www.proza.ru/2010/10/15/327

Я книгу Берна в фоне читаю

Не популярную, а для специалистов
И пришло днями в голову (босс упрекнул в тотальном стремлении к перфекционизму), что выделяемые Берном ипостаси по сути проводят внутренний диалог на тему приемлемости подготавливаемого решения
И именно баланс решений этих ипостасей позволяет осуществлять выбор текущей траектории (между "первородством и чечевичной похлебкой")
И объяснить это постороннему невозможно, так же как невозможно объяснить что такое целостность картины или программы или рассуждения или согласия интерпретации с фактами
Если дальтонизм у человека и ориентация на хватательный рефлекс то любое объяснение ущербно

Так что солидарен со всеми Вашими рассуждениями в этом топике
Остается только завидовать умению подать их в хорошо воспринимаемой форме

Re: Я книгу Берна в фоне читаю

Да, Вы правы! Но главное, что меня бесило, это - непонимание того, что перфекционист - это не всегда сумасшедший, но это всегда человек, которые понимает и чувствует разницу <между "первородством и чечевичной похлебкой">

Re: Я книгу Берна в фоне читаю

Ситуация то типичная
Когда людям что-то не сильно доступно или понятно навешивают ярлык
Ярлыки подменяют понимание иллюзией понимания и позволяют смотреть снисходительно и даже хлопать по плечу
Унасекомили того же Перельмана и успокоились "жители благородной Бухары"

Re: Я книгу Берна в фоне читаю

С Перельманом - точно! Он дал общее решение. Два китайца добавили мелочей (как в ленинской работе "Как Мартов "углубил" Плеханова"). Китайское правительство обратилось к заграничным китайцам всех мастей поддержать усилия к тому, чтобы это углубление было признано основным решением задачи. Номер этот у китайцев, к счастью, не прошёл. Но китайцы продемонстрировали очень нерусское отношение к гениям

Re: Я книгу Берна в фоне читаю

У меня впечатление, что у китайцев личность часто нивелируется
Им важно было показать, что это результат китайцев
Примерно как в СССР при Сталине
Важна система, а не винтики в ней

С другой стороны к библиотекам и собственным изданиям и ученым они подходят вполне стратегически
Грустно мне об этом размышлять

Re: Я книгу Берна в фоне читаю

Социализм, сэр!

Спасибо - восхитительно! Я вечером, когда не могу больше рисовать, читаю Ваши рассказы( Маис, например). Я не хочу об этом говорить сейчас. Эти темы выбивают меня на целый день, что бы не говорили на тему "время лечит". Оно не лечит ничего.

Простите, что пустился в рассуждения о себе, не ответив по существу. Многое из написанного Вами мне очень близко, хотя вряд ли я способен сформулировать эти мысли с Вашей clarity.

Очевидно, что я не смогу обсуждать интересную Вам тему на подобающем уровне. Поэтому, прошу о снисходительности, с одной стороны. С другой, please, don't hesitate correcting my false assumption or ideas (if any), если возможно. Я прошу Вас об этом.

Любой арт-проект (арт в консервативном смысле, подразумевающий профессионализм, meaning etc) - это СО, si vous voulez. Неспособность целостного восприятия феномена всегда ведет к неудаче. И только держа все картину в голове можно establish check-points где принимаются критические решения на основе updates.

Мои нынешие клиенты - разработчики компьюторных игр. Уровень профессионализма в индустрии на уровне описанного Вами химфака.

С уст этих людей не сходят такие хорошие слова как metrics, dependencies etc. К несчастью, уровень понимания процессов не идет дальше Exel spreadsheets. Попытки обратить внимание на то, что dependancies между priorities назначенными руководством и факторами, реально задействованными в процессе не одно и тоже приводят..хех, Вы знаете к чему они приводят :))

Любой classically trained artist знает, что легко гамонизировать палитру из двух цветов (контрастных или нюансных). Три цвета - это для профессионалов и мастеров. Четыре - очень сложно. За пять берутся только больные - риск не стоит затрат.

Тем не менее, народ ничтоже сумняшеся запускает в разработку продукты с 5-6 "critical features". И каждый раз в конце ломает руки и скрежещет зубами, хотя результат был очевиден с самого начала.

Тема иключительно важна и...захватывающе интересна. Недавно прочел заметку о макро-системах. Там упоминался case Pfitzer (not sure). Они очень долго разрабатывали анти-холестероловый драг. Молекула получилась точно по specs, path они изолировали с самого начала. При тестах снижался уровень холестерола, как предсказывали. Небольшая заковыка вышла - в контрольной группе умеро по-моему 30% пациентов. Поэтому 7 биллионов пришлось списать, а тему закрыть. Редукционизм не прошел, но какой ценой.

Я первый раз в своей жизни встречаю такого человека как Вы. Hence мой несколько жеребячий энтузиазм. Спасибо!

Edited at 2012-08-05 09:16 pm (UTC)

Вы подняли несколько интересных вопросов. Бывает два типа художников. Представители одного из типов обдумывают всё в голове и после создания законченной схемы в мозгу приступают к её реализации на холсте. Другой тип, начиная рисовать, не имеет ни малейшего понятия о том, что собирается делать. Он наносит мазок, смотрит, корректирует, замазывает, меняет и в итоге получает то, что хотел, но о чём не подозревал. В литературе представитель первого типа - М.Зощенко, второго - Л.Толстой. В обоих случаях вступает в работу мозг в качестве самоорганизующейся системы. Но, поскольку не всякий мозг способен одновременно быть супервайзером большого числа ассоциаций, снабжённых логическими лоцманами, но, как правило, в первом случае решения получаются острые, впечатлительные, с выраженной подоплёкой, но не настолько захватывающие и философичные, как случае второго типа, когда для каждого из многочисленных последовательных ступеней (ступенек) творчества создаётся новая СО, которая диктует новый шаг. Очень интересно.

Станислав Ежи Лец сказал потрясающую фразу: Безграмотные вынуждены диктовать! Это очень точно в отношении руководителей, которым участие в творческом процессе противопоказано. Это касается не только их влияния на качество продукта, производимого под их руководством, но очень сильно портит здоровье им самим. Люди, глядя на результаты своей повседневной деятельности, легко понимают, в каком направлении двигаться неинтересно, глупо и опасно. Другое дело - тупой или туповатый руководитель. Для него явно тупой результат его деятельности организму трудно принять, поскольку его назначили или же всё работает на его деньги. Словом, в итоге депрессии ему не избежать. Когда большие менеджеры кончаются от передозировки наркотиками или алкоголем, мало кто понимает, что это от глубоко скрытого чувства импотенции, которого можно было бы избежать при бОльшем доверии к исполнителям и меньшего желания активного участия в творческом процессе.


Спасибо за ответ. Оба этих метода в "чистом" виде как правило ведут к неудаче. Был момент когда я увлекался Whistler'ом, но к сожалению все его чудесные "симфонии" оказались чудом перенасыщенной полиграфии. Реальные работы были серые и грязные. Он не начинал картину не смешав ВСЕ (!) цвета заранее. В мастерской у него на полу стояли десятки горшочков с краской - вся гамма от чисто белого до черного. Если в процессе работы ему казалось, что картина идет "не туда", он соскабливал ВСЕ и начинал...смешивать краски заново. Надо сказать, что современники называли его поведение и метод манией.

Одна из поздних Pietas Микеланджело - пример другого полюса. Даже его гений, способный "увидеть" скульптуру в блоке камня не помог при смене концепций (4 раза). Кончилось тем, что Христос остался без ноги.

Многие media просто не терпят тотальной импровизации. Начальная идея несомненно нужна. Но что интересно, в определенный момент работа (картина, арх. проект) начинает диктовать свою логику. Когда этот момент наступает, все заготовки выбрасываются и работа ведет Вас, а не вы ее. Поэтому я никогда не стараюсь figure it all out in advance - риск "засушить" очень велик. Какой интерес делать то, в чем нет тайны? :)

То есть с одной стороны жесточайшая дисциплина (например в классической акварели), но сдругой - все действия подчинены...чему? Тому glimpse высшей реальности, красоты, кторая открылась на долю секунды? Наверное так.
Спасибо.

Да, Вы очень точно выразили это состояние: в определенный момент картина начинает диктовать свою логику. Что-то таинственно склеилось, сошлось, провзаимодействовало, образовалось нечто живое, гармоничное, трепетно-красивое, но понять это и разобрать на винтики-детальки невозможно. Здесь тот же механизм, как и при возникновении любви в отличие от влечения.

Вы - настоящий поэт. Спасибо.

Я философских книжек не читал, но скажу.
Видимо, общим свойством СО является стремление к некой гармонии, а не к "энергетическому минимуму", изменению энтальпии, повышению энтропии и т.д. Это состояние гармонии часто трудноуловимо, его не всегда можно формализовать и/или выявить, оно многофакторно и часто неочевидно.
С этой точки зрения любимое творчество это состояние гармонии (или процесс гармонизации) мозга. А гармония тесно связана с ощущением красоты.
Набоков, изучая бабочек, считал, что красота зачем-то необходима природе и что законы/критерии красоты это не продукт человеческого мозга, а объективные законы природы. Пока не понятые...

Сейчас я сяду писать про силы, действующие между элементами самоорганизующихся систем

***У меня были огромные потенции, но я их тратил в основном на убегание от скуки. Я порой по двое суток пропадал на работе, но это не было настоящим горением. Это было дозированным нагревом моей творческой натуры, не переносящей состояние мертвящей прохлады***
У меня это до сих пор. И не для чего проснуться.

  • 1
?

Log in