роза красная морда большая

systemity


САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ


Previous Entry Share Next Entry
Что такое жизнь и как она возникла? IV-14-1.Пассивная агрессия и активная агрессия
роза красная морда большая
systemity
IV-14-1. Пассивная агрессия и активная агрессия
Что такое жизнь и как она возникла?

Исследованию механизмов возникновения агрессивных состояний на уровне отдельных личностей и на уровне различных социальных страт посвящено множество научной литературы. Эта проблема в наше время приобретает всё большую важность, поскольку буквально ежедневно появляется информация о жестоких актах агрессии, причины возникновения которых остаются неясными даже после судебных процессов, проведённых со всей юридической тщательностью. Очень часто родные и близкие жестокого агрессора публично выражают удивление тем, как такой тихий и вежливый человек мог стать способным на столь омерзительно-жестокий поступок. Нередко экспертиза свидетельствует о том, что человек, совершивший массовое убийство, не имеет явно выраженных психических и психосоматических расстройств, что ставит в тупик высококвалифицированных психиатров и психологов, которые не могут членораздельно объяснить причины внезапного проявления страшной силы агрессии у человека, который ещё вчера не проявлял никаких признаков видимого отклонения от нормы.


Во вступлении к своей диссертационной работе на звание доктора психологических наук ("Агрессивность как свойство личности в норме и патологии",1996 г.) С.Л. Соловьева пишет: "Проблема агрессивности и агрессивного поведения человека все больше и больше привлекает внимание исследователей самых разных специальностей - психологов, психиатров, социологов, криминологов, - отражая социальные запросы общества, испытывающего на себе все усиливающееся воздействие насилия и жестокости".  В качестве одного из выводов она отмечает, что "между агрессивностью как свойством личности и агрессивным поведением в конкретных формах его реализации не существует взаимно-однозначного соответствия. При наличии определенных диспозиционных характеристик личности и внешних (ситуационных) факторов свойство агрессивности реализуется в виде агрессивного поведения".

Несложно понять, что корень проблемы кажущегося отсутствия взаимно-однозначного соответствия между свойствами личности и её агрессивным проявлением заключается именно в отсутствии теоретических представлений о механизмах возникновения активной агрессии. Дело в том, что экспериментально-психологические методы исследования в психодиагностике свойств агрессивности позволяют исследовать психогенетический процесс в его практически завершённой фазе, а с точки зрения профилактики негативных тенденций роста агрессивности в современном обществе такой подход мало результативен. В бесчисленных вариантах сочетания взаимодействия личностных характеристик и ситуационных факторов по-видимому скрыта некая обобщающая казуальная основа, которую невозможно идентифицировать экспериментальным путём. Между тем о её существовании свидетельствуют многочисленные факты внезапно протекающей синхронизации индивидуальных агрессий в революционные агрессии масс.    

Француз Гюстав Ле Бон - основатель социальной психологии  одним из первых попытался теоретически обосновать феномен внезапного синхронного проявления активной агрессии толпы. Личный секретарь Сталина в 20-х гг. Б.Г. Бажанов в своих воспоминаниях отмечал, что книга Лебона «Психология народов и масс» была одной из настольных книг В.И. Ленина. Ряд находок Ле Бона в плане трансформации пассивной агрессии толпы в активную, например, применение упрощённых по форме призывов и лозунгов, использовали практически все диктаторы нового времени. Ле Бон полагал, что в толпе происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая. И тем не менее, несмотря на тщательность и скрупулёзность исследователя, Ле Бону не удалось объяснить самого важного момента в возникновении активной агрессии толпы - её внезапной синхронизации. Он описал и объяснил как происходит процесс возгорания, но не смог объяснить в деталях, где хранится и накапливается горючий материал

В популярной и научной литературе используются два термина для характеристики агрессии: пассивная агрессия и активная агрессия. Определение этих двух понятий имеет скорее гуманитарный оттенок и включает в себя множество разнообразных поведенческих нюансов, мало совместимых с точным научным знанием. Я не стану здесь в деталях анализировать те представления, на которых основано современное понимание различных видов агрессии, поскольку высказанная мною ниже точка зрения на эту проблему существенно отличается от общепринятой и вообще от кем-то ранее высказанной. Эту точку зрения я попытаюсь подать в максимально сжатой форме применительно к ситуациям со здоровыми людьми, не имеющими психической и психосоматической патологии. Моя задача заключается в том, чтобы объяснить этиологию активной агрессии на уровне личностном и социальном так, как я её понимаю, сделав главный акцент на объяснении конкретных механизмов внезапного возникновения активной агрессии у людей, которые совсем недавно демонстрировали способность полностью контролировать собственную психику.

В любой науке определяющее значение принадлежит наличию мономодальной характеристики изучаемого явления, выраженной в виде по возможности краткого и точного определения того или иного понятия. С характеристикой терминов "пассивная агрессия" и "активная агрессия" ситуация обстоит не самым лучшим образом. Вот типичный пример в виде
мнения психолога П.Л. Басанского о том, как проявляется пассивная агрессия.  Это: "избегание визуального контакта (взгляд в сторону), игнорирование просьб и обращений, забывание данных обещаний,  неоднократное опоздание на встречу, критика, ворчание, брюзжание и недовольство, ирония и сарказм в высказываниях, презрение, угрюмость". Понятно, что такое литературно богатое описание термина не имеет прямого выхода в точное знание.

Можно привести простой пример, который демонстрирует тот факт, что в понимании природы агрессивных состояний существует значительный пробел, который я и попытаюсь в меру своих сил заполнить конкретным содержанием. Представим, что человека без малейших отклонений от психической нормы попросили вынести мусор, чего он не сделал по причине того, что считает, что вовсе не обязан это делать. Когда его спросили, почему он не вынес мусор, он сказал, что забыл это сделать, хотя не сделал это совершенно намеренно. Спросите любого психолога, как можно квалифицировать подобное поведение, и вы со всей определенностью получите в ответ, что это и есть типичный случай проявления пассивной агрессии. С точки зрения же моего понимания проблемы я назвал бы это типичным случаем проявления именно активной агрессии. Почему - я попытаюсь в деталях объяснить ниже.

В словарях понятие "пассивный" характеризуется как "бездеятельный, инертный, не используемый, малоактивный". Пассивную агрессию с точки зрения терминологической определенности полезно характеризовать, как агрессию, которая существует в человеческой психике в неявной, в конкретно невыраженной, в невоспринимаемой  самим носителем форме. О наличии этого вида агрессии не знают ни близкие субъекту люди, ни он сам. Отдельные проявления в поведении человека могут указывать специалисту на то, что пассивная агрессия налицо, но в целом эти признаки малозаметны, незначительны и не вызывают подозрений. О том, что пассивная агрессия оказывает существенное, а часто и определяющее влияние на формирование психики человека, становится ясно только тогда, когда она трансформируется в активную. Исследование законов этой трансформации имеет огромное социальное значение, однако исследование этих законов абсолютно непродуктивно в тех случаях, когда за основу характеристик явлений берутся описания отдельных человеческих поступков.   


Психика человека представляет собой сложное сплетение множества тайн, одна из которых, причём весьма и весьма немаловажная, заключается в закономерностях перехода пассивной агрессии в активную. Для того, чтобы приблизиться к раскрытию этой тайны, нужно иметь чёткое представление о том, что представляет собой агрессия в её пассивной и активной форме. По моим представлениям пассивная агрессия включает в себя комплекс недовольств, неосознаваемых личностью или социумом. Активной же агрессией следует считать любые психические, физиологические, социальные формы проявления этого скрытого недовольства.

Исключительно в целях образности изложения можно говорить о том, что некоторые компартменты психической структуры человека включают в себя существенные объёмы, если так можно выразиться, пассивной агрессии. Эти виртуальные сосуды с пассивной агрессией теснейшим образом соединены со всеми органами восприятия и посредством подсознательной, а намного реже и сознательной деятельности мозга могут переполняться и внезапно проявляться (выплёскиваться) в виде активных форм агрессии. В одних случаях возникает истерика при упоминании о некоторых фактах, желание заплакать навзрыд, в других случаях возникает потребность проявить насилие. Подобных проявлений активной агрессии можно привести множество. В очень редких случаях пассивная агрессия может изливаться и в виде печали.

Важно подчеркнуть, что наличие пассивной агрессии,
как правило, незаметно для самой личности, ею обладающей. Её качественные характеристики, как правило, непонимаемы даже близко знающими эту личность, поскольку пассивная агрессия глубоко запрятана и ничем себя не выдаёт в отсутствии факторов, влияющих на её активизацию. Ситуация осложняется тем, что пассивных агрессий у человека может быть много разных видов, хотя, как правило, один вид доминирует. Оценить наличие и потенциальные возможности трансформации пассивой агрессии в активную могут лишь очень квалифицированные психологи и психиатры, но даже они не всегда бывают уверены в том, что обнаруживают.

Пассивная агрессия возникает тогда, когда по различным причинам человек не в состоянии открыто выразить своё недовольство чем-то или кем-то, включая недовольство самим собой. Пассивная агрессия накапливается и в тех случаях, когда человек не понимает, что вредит себе той или иной чертой своего поведения и своего отношения к жизни. Причиной пассивной агрессии могут быть и ложные надежды задолго до того, как они будут в полной мере осознаны человеком как ложные. Пассивная агрессия по отношению к кому-то может возникнуть в том случае, если этот кто-то, даже не желая того, препятствует осуществлению честолюбивых планов человека. Наконец, пассивная агрессия может возникнуть от безысходности, когда человек, будучи не в состоянии или боясь оценить степень своей вины, пытается найти явление или конкретных людей, на которых можно было бы свалить свои неудачи.

Короче говоря, существует множество причин и  поводов одновременного накопления качественно и количественно различающихся видов пассивных агрессий без ясного осознания человеком этого факта, поскольку процесс осознания наличия такой агрессии является однозначным свидетельством превращения её в активную стадию. Дело в том, что на стадии перехода в активную агрессию логика в плане коррекции поведения становится бессильной. А на неосознаваемой стадии накопления пассивной агрессии человек способен интуитивно коррелировать уровень этого вида агрессии. Это делается подсознательно и регулируется на эмоциональном уровне. Наличие множества качественно различных пассивных агрессий может способствовать превращению человека в мезантропа, но страшнее всего ситуация, когда происходит генерализация одного или нескольких видов пассивной агрессии в доминирующую активную агрессию. И даже в тех случаях, когда пассивная агрессия переходит в активную, человек не всегда, а чаще всегда не в состоянии оценить причину возникновения последней.

Существует множество различных психологических фундаментов, на которых могут строиться и эволюционировать различные разновидности пассивной агрессии. Эти фундаменты потенциального формирования пассивных агрессий или точнее социо-психические оболочки сознания имеют выраженную иерархическую структуру и присутствуют в психическом статусе человека в виде системы, напоминающей всем знакомую "матрёшку" или, используя термины теории самоорганизациии, представляют собой самоорганизацию самоорганизующихся систем . Так, наиболее общей самой внешней фигурой влияния на психику человека в этой "матрёшке" по масштабу охвата является материальный уровень и финансовое обеспечение или социо-экономический фактор. Далее по масштабу охвата следуют: религия, раса, национальность, пол, возраст, сексуальная ориентация, здоровье и т.п.

Пассивная агрессия, формирующаяся на базе социо-экономической оболочки, в её активной стадии трансформируется в виде тяги к мифической всеобщей справедливости и всеобщему равенству, которое противоречит всем известным аспектам биологии, начиная от микробных биоценозов и кончая неравенством животных, включая человека, в плане физиологии, анатомии и мыслительных способностей.
Здесь весьма кстати будет привести цитату из книги уже упоминавшегося выше французского исследователя охлократии Г. Ле Бона "Психология народов и масс", в которой содержится прекрасное описание того, как можно целенаправленно трансформировать пассивную агрессию, основанную на социально-экономическом факторе, в ярко проявляемую активную:

   "Уже  почти полтора века прошло с тех  пор, как поэты и философы, крайне невежественные  относительно  первобытной истории человека, разнообразия его душевного строя и  законов  наследственности бросили  в  мир  идею равенства людей и рас.
     Очень обольстительная для масс, эта идея вскоре прочно укрепилась  в их душе и не замедлила принести свои плоды. Она потрясла основы старых обществ, произвела одну  из страшнейших революций и бросила западный мир в целый  ряд сильных конвульсий, которым невозможно предвидеть конца.
     Без сомнения, некоторые из неравенств, разделяющих индивидуумов и расы, были слишком  очевидны,  чтобы  приходилось серьезно их оспаривать; но  люди легко успокаивались на том, что эти неравенства -- только следствия различия в воспитании, что все  люди  рождаются одинаково умными и добрыми и что одни только  учреждения могли  их  развратить. Средство против  этого было  очень простое:  перестроить учреждения и дать всем людям  одинаковое  воспитание. Таким-то   образом  учреждения   и  просвещение   стали  великими  панацеями современных демократий, средством для исправления неравенств, оскорбительных для великих принципов, являющихся единственными божествами современности.
"

Генерализацией пассивной агрессии
, которая может возникать на социо-экономическом фундаменте, и разжиганием её в активную агрессию профессионально занимались и занимаются функционеры коммунизма и социализма, которые в подавляющем большинстве своём даже не осознают, что вся их деятельность направлена главным образом на становление диктатур, а в итоге на то, чтобы получить результат, прямо противоположный тому, за что эти функционеры боролись. Существует ряд различных психотипов, в наибольшей форме и чаще всего подверженных нарастанию пассивной агрессии на основе материального обеспечения. Это и сильно завистливые люди, те, которые в детстве не были обеспечены всем необходимым и желаемым, экстраверты, для которых использование манер общения и штампов мышления, имеющих корни в указанной почве, наиболее удобны для завязывания и поддержания многообразных связей с другими людьми и т.д. и т.п.

Многочисленные социо-психические оболочки сознания, самой масштабной из которых является социо-экономическая, представляют собой иерархическую организацию самоорганизующейся системы самоорганизующихся систем человеческой психики. Эта организация не имеет центра управления и формируется самопроизвольно в процессе роста и развития человека, в процессе его контакта с окружающей средой. На структуру социо-психической "матрёшки" оказывают влияние генетические факторы, характер и мировоззрение воспитателей ребёнка, интенсивность и качество его контактов и множество других факторов, общеизвестных своим влиянием на психику человека. В условиях тоталитарных режимов существует целенаправленная политика намеренного искажения естественных путей формирования социо-психической матрёшки. Вспомним стишок о том, что "когда был Ленин маленький, с кудрявой головой", он был не патологическим убийцей, а очень милым и наивным мальчиком: "Как мы, шалить умел он, как мы, он петь любил, правдивым был и смелым – таким наш Ленин был."

Самоорганизующаяся система самоорганизующихся систем социо-психических оболочек сознания может быть в тех или иных обстоятельствах теми или иными способами разрушена. Самоорганизация перестаёт функционировать. Происходит генерализация пассивных агрессий в нечто консолидированное, представляющее собой активную агрессию. Это - простое логическое объяснение того общеизвестного факта, что активную агрессию невозможно вернуть в ту конуру, из которой она выскочила. Это - одно из самоочевидных свойств активной агрессии, которое никто не мог до сих пор объяснить, а по этой причине намеренно не обращал на это внимания в своих научных поисках. Если пассивную агрессию или, проще говоря, недовольство можно регулировать, если на супрессию пассивной агрессии может оказывать решающее воздействие факторы изменения образа жизни с повышением его качества, например, разделённая любовь, выигрыш в лотерею или назначение большим начальником, то активную агрессию внутрь загнать практически невозможно, поскольку самоорганизации психики безвозвратно нарушена и не может самопроизвольно быть восстановлена без использования медицинских средств воздействия. 

В качестве довода в пользу высказанных мыслей может быть рассмотрена ситуация с активной агрессией у ребёнка. Ребёнок видит привлекающие его предметы у ровесников с более материально обеспеченными родителями, он видит эти предметы на прилавках магазинов и требует у родителей купить игрушки, обладать которыми, как ему кажется, он должен во что бы то ни стало. Если у родителей нет возможности приобрести просимое, то ребёнок проявляет ярко выраженную активную агрессию, сопровождающуюся громкими криками, слезами, истерикой. Но даже в том случае, если требования ребёнка не будут удовлетворены, спустя короткое время его активная агрессия элиминируется, он просто забывает о том, что совсем недавно был вне себя из-за того, что ему не купили игрушку. Самопроизвольное не в пример взрослому человеку рассасывание активной агрессии у ребёнка связано с тем, что он не успел ещё нарастить свою социо-психическую "матрёшку", свою самоорганизующуюся система самоорганизующихся психических систем, которую после нарушения восстановить приктически невозможно. 


(Продолжение следует)



?

Log in

No account? Create an account