роза красная морда большая

systemity


САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ


Previous Entry Share Next Entry
Что такое жизнь и как она возникла? IV-14-2.Пассивная агрессия и активная агрессия
роза красная морда большая
systemity
IV-14-2. Пассивная агрессия и активная агрессия
Что такое жизнь и как она возникла?

Экономическая социо-психическая оболочка или домен человеческого сознания, о которой я писал в предыдущей части этого раздела , максимальна по охвату людей в сравнении со всеми остальными доменами. Относительный размер виртуальных оболочек нетрудно сопоставить: религия охватывает подавляющую часть человечества вне зависимости от материального уровня, расы, национальности, пола, возраста и т.д. В пределах человечества различают три основные группы рас, для каждой группы рас существует множество национальных образований. Что же касается пола, то эта социо-психическая оболочка, охватывающая примерно две равные половины человечества, раздроблена наличием множественной специфики отношения между полами, зависящей от религии, расы, национальности, возраста, индивидуальной привлекательности и т.п. Здесь активная агрессия в в форме феминизма затрагивает, к счастью, ничтожно малую часть прекрасного пола. Существует проблема "отцов и детей", связанная с возрастной социо-психической оболочкой. От "сексуальной оболочки" нормально размножающееся человечество в своей абсолютной массе давно пассивно-агрессивно тошнит, в то время как у некоторой части населения проявляется активная агрессия, проявляемая в том или ином виде, от отключения телевизора до более серьёзных видов демонстрации активной агрессии.

Нетрудно видеть, что генерализация активной агрессии на уровне человеческих социумов исторически влияла на население Земли именно пропорционально масштабу "охвата" населения социо-психическими оболочками "матрёшки". Возникновние агрессивных коммунистических и социалистических диктатур в ХХ веке, многочисленные гражданские войны, инициированные коммунистами, унесли жизни многих миллионов людей. Религиозные войны сопровождают человечество всю его историю, но при этом агрессия религиозного противостояния резко усиливается по мере глобализации мировой экономики. Коммунизм в пору своей максимальной активности прямым образом оказывал агрессивное влияние примерно на одну треть стран мирового сообщества. Инициированные коммунистами "национально-освободительные движения" привели лишь к тому, что наиболее бедные страны мира "простреляли" всё своё ничтожное имущество и стали ещё более материально зависимыми, чем были.

После того, как огромными усилиями цивилизованного сообщества западных стран, коммунизм был выдавлен из большинства территорий своего влиянии, а частично полностью уничтожен, освободившееся место в атмосфере агрессии занял ислам в его фундаментально-человеконенавистнической редакции. Ведь исламисты ежедневно убивают десятки и сотни людей не только иной веры, но своих же мусульман, придерживающихся иных разновидностей ислама. Это - прекрасный пример, демонстрирующий "равновесный характер" активной агрессии в человеческом обществе. То есть на смену агрессии коммунистической пришла агрессия религиозная, хотя часть коммунистической агрессии трансформировалась в родственную коммунизму-социализму агрессию политкорректности, мультикультурализма и неосоциализма, которые, желают или не желают того их апологеты, содействуют развитию агрессии на базе "исламских заместителей" коммунистической агрессии.

Что касается агрессии, базируемой на расовых социо-психических оболочках, войны на этой основе ведутся с незапамятных времён, однако приобрели систематический характер в основном в период начала деколонизации. В период колонизации представители европеоидной расы захватили большую часть стран, населённых представителями иных расовых групп. Этот вид активной агрессии не имел такой масштабности, как агрессии, проистекающие из двух предыдущих социо-психических оболочек, только потому, что между различными расовыми группами колониальных стран существовало, как правило, агрессивное взаимное противостояние, препятствовавшее их консолидации против белых колонизаторов.

В европейских империях, которые в основном расширялись за счет африканских территорий, расовая дискриминация выглядела для европейцев совершенно естественной из-за фантастического различия в уровне цивилизационного прогресса. Эта политика способствовала быстрому росту благосостояния метрополий. Европейские поселенцы стремились сделать Африку местом их постоянного проживания, внедряя для своих малочисленных диаспор на колонизируемых территориях уровень жизни метрополии и существенные политические привилегии. После начала процессов деколонизации чернокожее большинство, проживающее на территории бывших колоний, начало выступать против господства белого меньшинства и требовать для себя политического представительства и власти. Из инакомыслия чернокожих выросла сила, которая посягнула на господство белых поселенцев.

В общемировом плане это не привело к широкой консолидации расовой агрессии по многим причинам, главная из которых заключалась в том, что в целом африканское население ничего особенного для себя не приобрело после выдавливания европейского меньшинства. Голод, насилие, коррупция являются естественным сопровождением жизни жителей большинства африканских стран. Одна из самых процветающих стран Южной Африки - Южная Родезия, благодаря странной позиции Британии, превратилась в Зимбабве, в которой правит диктатор Мугабе, присваивающий большую часть бюджета страны. В Зимбабве, в которой один из самых высоких на Земле уровней заболевания СПИДом, инфляция составляет 200 миллионов процентов, эпидемии холеры и других опасных заболеваний, которые не наблюдались в Южной Родезии, уносят жизни огромного количества людей. Таким образом, агрессия на основе расового социо-психического домена не приобретала в последнем столетии глобального общемирового масштаба, но то, что этот вид социо-психической оболочки человеческого сознания порождает активную агрессию, хорошо можно видеть на примере взаимоотношения белокожего и чернокожего населения США. 


На протяжении прошлого века агрессия на расовой почве в США часто перерастала в кровопролитные схватки белого населения страны с темнокожим. В начале прошлого века крупная стычка произошла летом 1919 года. Тогда индустриальные города севера оказались без рабочих рук, поскольку работоспособное население США воевало на фронте. На север хлынула волна из полумиллиона темнокожих южан, которые рассчитывали получить работу в промышленных городах севера. Но затем произошло столкновение темнокожих работников с демобилизовавшимися северянами, которые, вернувшись домой, не смогли занять свои прежние рабочие места. Требования темнокожими расового равенства и трудовых прав привели к невероятному росту агрессии с кровопролитными стычками. В то лето, которое вошло в историю под названием "Красное лето", было зафиксировано 38 отдельных бунтов, в которых белые нападали на черных, а те в свою очередь организовывали отряды самообороны под названием "Африканское братство крови".

В 1960-ые годы в США было много стычек на расовой почве, в основе которых была трансформация недовольства неравенством в гражданских правах, которое испытывало подавляющее число темнокожих жителей США. Дело в тогм, что в те времена существенная часть афроамериканского населения жила в гетто, которые становились прибежищем для множества нарушителей закона, скрывавшихся от правоохранительных органов. Когда в 1964 году нью-йоркский полицейский застрелил 15-летнего чернокожего подростка, начались массовые столкновения на расовой почве, было ранено 140 и арестовано 520 человек. В 1965 году произошло очередное подобное убийство полицейским темнокожего, которое повлекло волнения в Лос-Анджелесе. Было сожжено 15 кварталов, 34 человека погибли, более тысячи были ранены.

В 1967 году
расовыми беспорядками были охвачены 120 городов США. Тогда говорили о начале гражданской войны. В 1968 году, когда убили Мартина Лютера Кинга, новая волна вооруженных протестов унесла жизни около 300 человек. В тот период темнокожие участники протестов озвучили лозунг "Власть черным!" и правительство решило пойти навстречу темнокожим согражданам. Весной 1992 года в США вспыхнули новые расовые протесты, когда поводом стало оправдательное решение суда по делу избиения полицейским темнокожего. Массовые беспорядки усилились, когда суд оправдал американскую китаянку, застрелившую 15-летнюю чернокожую девочку, пытавшуюся ограбить ее магазин.


Я привёл эти примеры для того, чтобы показать, что сила и масштабы социальной агрессии в принципе пропорциональны масштабу охвата человечества социо-психическими оболочками. В каких-то случаях происходит естественный процесс торможения активной агрессии в социальном плане, но она всегда может возгореться из искры пассивной агрессии или, точнее говоря, из пассивной формы недовольства прямым или косвенным окружением. Человеческая раса - исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследуемых физических особенностей: цвета кожи, глаз и волос, разреза глаз, строения век, очертания головы и т.п. Эти анатомические, морфологические различия являются отражением более глубоких свойств представителей различных этнических групп. Это - и этнопсихические различия, когда то, что кажется одним людям ужасным, для других представляет собой норму, это и манера одеваться, это и особая музыкальная культура и многое другое, что может нравиться одним и вызывать недовольство других. В пределах человечества различают три основные группы рас: негроидную, европеоидную и монголоидную. На самом же деле, говоря о расовом социо-психическом домене, нужно скорее всего иметь ввиду расово-этнические различия.

Недовольство коренного населения манерой жизни иммигрантов в среде культурных и воспитанных людей не принято проявлять. Это всегда считалось моветоном. Так откуда же тогда в кратчайшие сроки выросла активная агрессия во времена нацистской Германии? Было бы глупо сваливать внезапный экспоненциальный рост ненависти к евреям, цыганам и другим этническим группам только лишь успехами геббельсовской пропагандистской активности. В литературе можно встретить множество воспоминаний о временах второй мировой войны, когда украинцы, которые десятилетями жили в тесных соседских отношениях с евреями, выдавали их гитлеровцам. Да, они могла совершать это в корыстных целях, чтобы завладеть имуществом расстрелянных соседей. Но основная причина всё же в том, что у людей, предпочитающих отличные правила общежития и придерживающихся отличающихся жизненных ценностей, могут возникать незаметные на первый взгляд элементы недовольства, которые в определенных условиях выплескиваются в виде активной агрессии.

Пассивное недовольство в массах можно заботливо выращивать так, как, например, во времена путинизма выращивается в народе пассивная агрессия под названием "антиамериканизм". Тем, кто видел в жизни или в киножурналах сверкающие гневом глаза рабочих и крестьян, которые синхронно вздымая зажатые в кулак ладони, активно протестовали против космополитизма, сионизма или нобелевской премии, присуждённой писателю Б.Л. Пастернаку, трудно согласиться с определениями активной агрессии, фигурирующими в многочисленных статьях и монографиях. Ведь рабочие, крестьяне и даже трудовая интеллигенция были за редчайшими исключениями лишены возможности приобретать приличную импортную одежду, о существовании которой знали или подозревали по иностранным фильмам и редким иностранцам, появляющимся на улицах больших городов. Пассивная агрессия в виде недовольства советским строем у этих людей легко трансформировалась специалистами под руководством М.А. Суслова в активную агрессию в пользу коммунистического режима. Активная агрессия своей быстротой нарастания явно демонстрирует тот факт, что где-то в очень интимных местах человеческой психики хранится то топливо, из которого эта активная агрессия возгорается.

Такая точка зрения позволяет понять, что активная агрессия не вырастает внезапно из ничего. Активная агрессия вырастает их жизненного опыта, который наряду с ощущениями радостей и удовольствий  неизбежно включает в себя и примеры недовольства людьми, вещами, явлениями. Люди не в состоянии контролировать объёмы и компартменты накопления недовольства. Если бы такое происходило, то люди были бы постоянно озабоченными, человеческая психика не смогла бы выдержать огромной нагрузки накопленного объёма недовольства. Можно говорить о вытеснении в подкорку в соответствии с представлениями З. Фрейда, можно говорить просто о свойствах памяти, которая так устроена, что, даже если человек прикажет себе вспомнить, чем он в этой жизни недоволен, то ему на ум придут некие беззубые абстракции, которые не вызовут у него психического и физиологического возбуждения. 


Те люди, которые сознательно открещиваются от роли и значения денег и богатства в своей жизни, например, отшельники, отцы-пустынники, монашествующие, в особенно монашествующие буддисты, городские люди, сознательно перешедшие в статус бездомного нищего, и другие им подобные, на самом деле просто проявляют активную агрессию по отношению к этой важнейшей стороне традиционного человеческого существования и пытаются избавиться от унизительного с их точки зрения давления, которое оказывает на человескую психику необходимость постоянно думать о еде, жилье, одежде, о необходимости обеспечить близких людей минимумом, потребным для нормального существования, не говоря уже о вещах и явлениях, делающих жизнь легкой и насыщенной повседневными радостями.

Может возникнуть вопрос: как можно называть монашествующих буддистов активными агрессорами. Напомню определение, данное мною в первой части данного раздела: "
По моим представлениям пассивная агрессия включает в себя комплекс недовольств, неосознаваемых личностью или социумом. Активной же агрессией следует считать любые психические, физиологические, социальные формы проявления этого скрытого недовольства." Такое определение агрессии позволяет понять множество видов её проявления и механизмы её возникновения. В частности, уход из нормальной формы совместного сосуществования, свойственного абсолютному большинству людей, по любым причинам и поводам, включая религиозные, есть ничто иное, как проявление активной агрессии.

Однако у всех этих людей, активно отвергающих необходимость заботиться о материальном обеспечении, активная агрессия воплощается в, как правило, социально неопасные проявления. Понятно, что это связано с тем, что
в человеческом обществе ничтожно мала доля подобных людей, сознательно отвергающих блага современной цивилизации. Что бы ими не руководило - гордыня, лень, религия, разочарование и т.п., но эти люди составляют ничтожнейшую часть в человеческих социумах. Это пример того, что для трансформации неосознаваемой и не давящей на психику пассивной агрессии в активную агрессию, приводящую к нарушению социального равновесия, необходимы какие-то особые обстоятельства, о которых я расскажу ниже. 

(Окончание следует)



?

Log in