роза красная морда большая

systemity


САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ


Previous Entry Share Next Entry
Микрорассказ "Абдукция"
роза красная морда большая
systemity
- Вы знаете, у меня вопрос немного не по делу, но он, как мне кажется, вполне соответствует теме Вашей лекции. Я часто встречаюсь с рекламой курсов по повышению уровня логического мышления. Интуитивно мне кажется, что никакие курсы не в состоянии повысить способность человека логически мыслить. Или, используя народную мудрость, можно сказать, что если дурак, то это - надолго. Но я не могу это обосновать. А каково Ваше мнение на этот счёт?

- Логическое мышление - это совершение мыслительного процесса с помощью категорий, которых нет в природе. Эти категории - аксиомы, которые являются основой логического мышления, нельзя воспринять с помощью органов восприятия. Их можно только создать в процессе развития интеллектуальных способностей человека. Абстрактное мышление позволяет человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создавало само мышление в процессе становления мыслительных способностей человека и которое позволяет ему находить непротиворечивые связи между феноменами действительности. Иными словами, логическое мышление основано на достижении истины в процессе познания опосредованным, непротиворечивым путём. Не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее.

Ваш вопрос относится к механизмам возникновения аксиоматического знания. Это знание формируется в каждой голове самостоятельным путём, поэтому одни люди нам кажутся очень умными, в то время как другие - не очень. Впервые о механизме формирования аксиоматического, абстрактного знания упоминал ещё Аристотель. Имелась ввиду т.н. "апагогия", представляющая собой логический прием, которым доказывается несостоятельность какого-нибудь мнения таким образом, что или в нем самом, или же в необходимо из него вытекающих следствиях открываются противоречия. Поэтому апогогическое доказательство является доказательством косвенным: здесь доказывающий обращается сперва к противоположному положению, чтобы показать его несостоятельность, и затем по закону исключения третьего делает вывод о справедливости того, что требовалось доказать. Этот род доказательства называется также приведением к нелепости: deductio ad absurdum. Существенной его принадлежностью является довод, что третье не существует: tertium non datur, т. е., что кроме мнения, справедливость которого должно доказать, и второго, ему противоположного, которое служит исходным пунктом доказательства, никакой третий факт не допускается.

По существу апагогия является одним из механизмов функционирования мыслительных процессов, названных сто с лишним лет тому назад абдукцией основоположником прагматизма и семиотики Ч. С. Пирсом. Необходимость рассмотрения абдукции как самостоятельной стадии научного исследования возникла у Пирса в результате поиска ответа на вопрос: "Как вообще происходит, что человек создает истинные теории о природе?" Действительно, благодаря дедукции мы знаем, что человек владеет теориями, предсказания которых выполняются. Но благодаря какому умственному процессу они появлялись в его уме, не было известно. Чарлз Пирс предположил, что таким процессом является абдукция: "Если мы назовем дедукцией, индукцией и абдукцией три основных класса вывода, тогда к дедукции следует отнести все виды математического доказательства, ... к индукции - согласие, иногда требующее количественной модификации, с уже выдвинутым высказыванием, ... тогда как к абдукции - все операции, с помощью которых создаются теории и понятия". Иными словами, абдукция - это способ создания гипотез и их отбора, применительно к объяснению той или иной совокупности фактов. На мой взгляд, в работе абдукции принимает самое активное участие т.н. "мозолистое тело", представляющее порядка четверти миллиарда нервных волокон, соединяющих полушария мозга.

Новорожденный человек немедленно включается в создание собственной системы аксиом и занимается этой деятельностью практически до самой смерти. Скорость генерирования аксиоматического знания в процесс онтогенеза человека падает экспонециально. Т.е. процесс взросления сопровождается приобретением почти полного набора аксиом. Что-то человек выводит с нуля на основе своего жизненного опыта. Что-то использует в процессе обучения, в процессе приобретения невыводного знания, предварительно приспособив его к своему интеллекту, используя абдукцию. Таким образом, логическое знание каждого человека уникально и непохоже на логическое знание другого, даже очень близкого ему человека. Теперь сами подумайте: как можно с помощью платных курсов внедрить в сознание человека истины, который не имеют смысла, если не получены этим человеком выводным путём. Все эти курсы по повышению умственной квалификации рассчитаны на потенциальных клиентов с высоким уровнем слабоумия.

- Спасибо вам, я интуитивно пришёл к такому же выводу!





?

Log in

No account? Create an account