роза красная морда большая

systemity


САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ


Previous Entry Share Next Entry
Авраамический ликбез. Ч. I
роза красная морда большая
systemity

Яков Басин,
Иерусалим


Продолжение

В мире есть только один город, имя которого с трепетом произносят люди разных стран, разных вероисповеданий и разного цвета кожи. Единственный город, носящий гордый титул Города мира. Единственный, для обозначения которого используется более семидесяти слов и понятий, выражающих любовь и стремление к нему миллионов людей. Это – Иерусалим. Город, который внешне ничем не отличается от любого другого столичного города мира, но на самом деле это – единственное место на Земле, где возникает чувство некой святости, где теряется реальность бытия и появляется ощущение дыхания вечности, где стены, площади и улицы Старого города несут на себе печать Божественного присутствия. И это не красивые слова. Тот, кто хоть раз побывал здесь, непременно унесет с собой это невероятное чувство. И не потому ли это место является самым посещаемым местом в мире, местом подлинного паломничества людей планеты?

На древних картах Иерусалим изображен неким центром земли. Нет другого такого места на планете, вокруг которого на протяжении тысячелетий не велось бы такое количество споров и кровопролитных войн. Может быть, именно поэтому каждая из трех основных религий, исповедуемых человеческим сообществом, не просто считает его своей столицей, но и ответственной за его судьбу? Наверное, именно это качество позволило Иерусалиму носить еще почетное название – Города трех религий.

1

В мире существует множество различных культов, вполне удовлетворяющих религиозные потребности населения нашей, как выяснилось, довольно тесной квартиры под названием Земля. По большей части религии эти вполне мирно сосуществуют, не доводя свои взаимоотношения до открытой конфронтации. Иногда они сменяют друг друга, сливаются или, наоборот, разделяются, иногда конфликтуют между собой, но все это носит локальный характер и не приводит к глобальным катастрофам. Однако есть случаи, когда споры и открытые столкновения имеют многовековую историю, а религиозные войны приносят огромные разрушения и многомиллионные человеческие жертвы.
Течение мировой истории идет спокойно и вполне благополучно до тех пор, пока однажды представители одной какой-нибудь религии или заменяющей ее государственной идеологии, что в историческом контексте оказывается равнозначным, становятся нарушителями этого спокойствия и благополучия. Они вдруг начинают высказывать свои претензии на право быть носителями единственно верной и, что самое главное, по их мнению, единственно возможной формы религиозного или идеологического мировоззрения. Вот тогда и происходят катастрофы, способные вызвать потрясение не только отдельно взятых государств, но и целых континентов. Одним из таких глобальных мировых конфликтов является конфликт между тремя основными авраамическими (ведущими начало от одного праотца – Авраама) религиями: иудаизмом, христианством и исламом.

Христианство, возникшее на шесть веков раньше ислама, имеет в этом споре преимущественное право. Адепты христианской церкви никогда не отрицали, что их учение вышло из учения «еврейского», но при этом утверждали, что последнее устарело, обветшало, и его место на мировой арене должны занять они, христиане. Претензии христианства на право быть единственным законным наследником иудаизма в его диалоге с Богом поддерживались массивной антииудейской пропагандой в христианских храмах, антиеврейскими законодательствами властей и силовым подавлением еврейской самобытности, начиная с крестовых походов, кровавых наветов, погромов, изгнаний и завершая, в конечном итоге, молчаливым благословением геноцида.

Так случилось, что именно евреев Бог избрал в качестве посредников в своем диалоге с человечеством, доверив им право нести людям великое Откровение – Тору. Однако христианство стремится отнять у евреев это дарованное им право избранничества Божьего. Бог, утверждает христианство, уже отказался от диалога со своими избранниками и даровал людям новое послание, которое якобы обращено уже не только к евреям, но и ко всему человечеству. Разорвав, мол, свой договор (Завет) с евреями, Бог заключил его с христианами. Поэтому «обветшалую» еврейскую Библию христианство именует теперь Ветхим Заветом, а новую, христианскую Библию – Новым Заветом. Изменились условия Завета, – говорят христиане: уже не одни евреи имеют теперь право разговаривать с Богом, а еще и люди, представляющие все народы Земли. А объединять эти народы должно одно – новое учение, каковым, по их мнению, и является христианство.

Объявив себя владельцами Нового Завета и единственными правопреемниками на диалог с Создателем, христиане вправе были рассчитывать, что евреи, выполнив свою великую миссию, с исторической арены исчезнут, однако, к их огромному смущению, этого не произошло. Не удалось убрать евреев с лица Земли и насильственно. А раз так, то под сомнение ставилась вся концепция христианства. Даже краткое знакомство с основными источниками всех религий – ТаНаХом, Новым Заветом и Кораном – дает нам возможность проследить основной путь этого векового конфликта.

Еврейской Библией является ТаНаХ. Это слово образовано из начальных букв трех частей, составляющих Святое Писание: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания).

Тора – это первые пять книг библейского канона, составляющие по своему содержанию одно целое и называющиеся Пятикнижием Моисеевым. Первоначально само слово «Тора» означало какое-то отдельно взятое Божественное указание или заповедь. Позднее под Торой стали понимать совокупность заповедей относительно одного явления или предмета, например, «Тора о жертве всесожжения» или «Тора о мучной жертве» и т.д. В конце концов, Тора стала означать совокупность всех заповедей Божьих, данных израильскому народу через Моисея. Тора (Пятикнижие) включает в себя книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Вторая группа книг еврейской Библии носит название Невиим (Пророки) и состоит из книг Ранних и Поздних Пророков. Еврейское пророчество было одним из самых замечательных явлений в истории человечества. Оно сыграло совершенно неоценимую роль в культурном его развитии. Именно оно позволило иудаизму занять ведущее место в становлении мировой цивилизации, воспитав человеческое сообщество в духе альтруизма и социальной справедливости. Пророки были самыми активными борцами за правду и социальное равенство, самыми ярыми проповедниками мира между народами, несмотря на то, что полное осуществление этих идей видели в далеком будущем, после прихода Мессии.

Третий, завершающий раздел еврейской канонической Библии – Ктувим (Писания) – включает в себя литургическую и любовную поэзию, книги Премудрости, исторические книги и произведение апокалиптического жанра – книгу Даниила.

Процесс канонизации ТаНаХа, то есть закрепление состава входящих в него книг, растянулся на несколько веков. Свой канонический вид Тора приобрела не ранее IV века до н.э., корпус пророческих книг сложился к началу II века до н.э., а состав Писаний (Агиографов) был утвержден на собрании законоучителей в Явне уже в I веке н.э.


2

Христианская Библия состоит из двух книг. Это – Ветхий Завет и Новый Завет. Христиане приняли книги ТаНаХа в качестве канонических, но представили их в христианской Библии в другом порядке, нежели они представлены у иудеев. Помимо них, в канон христианской Библии включено еще 27 книг, причисляемых к боговдохновенным. Они называются «Новый Завет». Их тексты сложились в процессе становления раннехристианских общин, когда еще было свежо свидетельство об Иисусе, в приходе которого Его последователи видели исполнение и кульминацию всей иудейской традиции.

Самыми ранними из новозаветных книг являются Послания апостола Павла – величайшего проповедника христианства в I веке н.э., которого Православие считает одним из двух (вместе с апостолом Петром) основателем христианской церкви. Так как проповедовал Павел среди язычников, то и получил позже прозвище «апостола язычников». Выходец из фарисейской среды, Павел (настоящее имя – Савл или Саул) принял христианство и стал одним из плодовитейших писателей апостольского века. В его Посланиях произведена первая чисто богословская систематизация христианского учения, которое несколько отличается от первоначального учения Христа, что позволило некоторым исследователям ввести в богословие понятие «паулинизма».

Однако Павел явился и тем человеком, по инициативе которого произошел разрыв христианской церкви с иудаизмом. Первоначально Павел был яростным гонителем христиан и как ученик раббана Гамлиэля I был даже направлен первосвященником в Дамаск, чтобы арестовать и доставить на суд тамошних христиан. Однако на пути в Дамаск ему было видение Иисуса, с которым он при жизни не сталкивался. Он обратился в христианство и, вместо того, чтобы арестовать дамасских христиан, крестился у них. Свою миссионерскую деятельность Павел начал среди евреев, но, не добившись у них успеха, обратился к язычникам, написав 14 посланий, из которых семь (Послание к римлянам, коринфянам, галатам, филиппийцам и др.) считаются подлинными.

Первые четыре книги новозаветной части Библии носят общее название: Евангелие – «радостная весть», весть о жизни и учении Христа, явившегося для спасения человечества. Все четыре книги, собранные вместе, носят название «Четвероевангелия». Первые три из них – Матфея, Марка и Луки – называют синоптическими, поскольку они весьма близки друг к другу по своему содержанию.

Датировка Евангелий широко обсуждается среди специалистов по Новому Завету. Традиционно Евангелие от Марка считается наиболее ранним, написанным в Риме около 65 года н.э. Относительно Евангелия от Матфея большинство исследователей полагает, что оно было написано приблизительно в 60-65 годах на основе синтеза Евангелия от Марка и так называемого «Q» – сборника речей Иисуса (от немецкого Quelle – источник). Возможно, автор Евангелия от Матфея использовал и другие материалы, условно обозначаемые «M». Евангелие от Луки и Деяния Апостолов принято считать частями одного произведения, написанного приблизительно в 60-х годах. Евангелие от Иоанна датируется, вероятно, 85-90 годами, хотя ряд ученых придерживается более ранней датировки.

Кроме перечисленных книг, Новый Завет включает в себя книгу Откровения – произведение апокалиптического жанра. В ранней Церкви имели хождение и многие другие книги, но к концу IV века канон христианской Библии уже окончательно сформировался. Были осуществлены ее переводы на другие языки, из которых наибольшую известность приобрела латинская Вульгата (работа над ней завершилась в 404 году).

Как и еврейское Святое Писание, Новый Завет возник в среде людей, верящих в то, что они избраны Богом. Для евреев Бог открывается в истории их народа: заключив со Всевышним Завет, они получили Закон и посвятили себя исполнению Божественных заповедей. Для христиан еврейское Святое Писание только предваряет Новый Завет, в котором исполнилось ветхозаветное обетование спасения всех людей. Произведения, составляющие Новый Завет, были написаны разными авторами и в разное время. Большинство этих авторов были христианами еврейского происхождения, поэтому Новый Завет еще далек от абсолютного обожествления Иисуса, в нем еще нет ничего, что упоминало бы о концепции Троицы, а поэтому и нет прямых обвинений евреев в распятии Христа, сына Божьего.

Главная священная книга мусульман содержит собрание проповедей, молитв и притч, якобы произнесенных в Мекке и Медине основателем ислама, религиозным, политическим и военным руководителем его первых приверженцев Мухаммадом. Современное исламоведение считает, что Коран записан самим Мухаммадом, хотя известно, что пророк грамоты не знал. Реально Коран появился спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммада в 632 г. Коран утверждает ислам в качестве истинной монотеистической религии, пришедшей на смену иудаизму и христианству. Несмотря на то, что Коран широко использует библейские и евангельские мотивы и содержит рассказы о предшественниках Махаммада, именуемых пророками (Адаме, Ное, Аврааме, Исааке, Исмаиле, Иосифе, Давиде, Соломоне и др.), а Авраам представлен как первый монотеист, в книге большое место уделяется полемике с евреями и христианами. В частности, евреи в своем большинстве обвиняются в фальсификации Торы, в отвержении пророчества Мухаммада и присоединении к его врагам якобы из зависти к нему.

Кроме того, Коран обвиняет евреев в убийстве пророков, в непослушании своим вождям (как пример: поклонение золотому тельцу) и в нарушении предписаний Торы: осквернении субботы, занятии ростовщичеством и т.д. Христиане осуждаются, главным образом, за признание сыном Божьим Иисуса, которого Коран называет пророком. О евреях Коран говорит более резко, чем о христианах. За то, что евреи упорнее христиан противятся правоверным, они должны быть осуждены «на унижение».

Коран оказался первой книгой прозы (правда, прозы рифмованной) на арабском языке. Он делится на 114 глав – сур, не объединенных по смыслу. При жизни Мухаммада Коран передавался устно. Первые записи полного текста были сделаны лишь после смерти пророка. Существовало несколько вариантов этого текста. Спустя 20 лет после смерти Мухаммада по приказу халифа Османа был выработан единый вариант Корана, признанный каноническим («Османова редакция»). Коран занимает центральное место в цивилизации ислама. Уже с самого начала он был принят как божественное откровение. Еврейские истоки ислама просматриваются в большинстве его положений, тем более, что самому Мухаммаду принадлежит изречение: «Не отрицайте традиций, идущих от бану-Исраил» (ивритское «бней-Исраэль» – сыны Израиля).

Особым почитанием в мусульманском мире пользуется фигура Авраама (Ибрахима), отца Исмаила, легендарного родоначальника арабов, первого, кто отвратился от идолопоклонства и признал истинного Бога. К священным местам ислама относятся легендарные гробницы библейских патриархов (пещера пророков Махпела в Хевроне, где, по преданию, похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жены Сарра, Ревекка и Лия) и Храмовая гора в Иерусалиме, откуда якобы Мухаммад вознесся на небо. Там же, на Храмовой горе, находится и легендарный «краеугольный камень мира» (эвен штия) – Святая скала, с которой якобы и произошло вознесение. Существование «Камня мироздания» следует из Книги пророка Исаии: «Я полагаю в основание на Сионе камень – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный». Как следует из Библии, на этом камне «утверждены основания земли», то есть он лежит в основе всего земного.

Ныне «краеугольный камень мира» находится в центре мечети «Золотой купол» на Храмовой горе и является одной из величайших святынь мусульманского мира. Когда в правление Омара I (634-644 гг. н.э.), создателя мусульманской империи, арабы завоевали Эрец-Исраэль, один из приближенных халифа, перешедший в ислам еврей, показал ему эту Святую скалу. Омар распорядился расчистить это место и обнажить скальную основу горы. В 691 г. здесь было воздвигнуто восьмигранное здание мечети, увенчанное позолоченным куполом.


3

Эти три основные верования оставили здесь следы своего пребывания, превратив город в подлинный Музей Религии. Только в Иерусалиме можно найти такое поистине фантастическое смешение памятников истории и народов, традиций и культур, где рядом, буквально на расстоянии вытянутой руки соседствуют культовые учреждения конфессий, разделенных на политической карте мира красными полосами границ, означающих не просто непримиримые противоречия, а многовековую вражду. Можно ли назвать еще хотя бы один город мира, в котором почти одновременно разносится звучание колоколов христианских соборов и голоса муэдзинов, чьи молитвы далеко в округ разносятся установленными на минаретах мечетей громкоговорителями? Где еще можно увидеть, как смешиваются в одну толпу спешащие домой после молитвы люди в черных одеяниях ортодоксальных евреев и в цветастых халатах представителей восточных народов? Где в одном месте можно одновременно увидеть мальчишек с пейсами, бегущих с занятий в своих иешивах, арабов, предлагающих вам купить все, что только продается и покупается, и еврейских юношей и девушек в солдатской форме с прогибающимися плечами под весом рюкзаков и автоматов? И все это сливается в одну пеструю картину, создавая впечатление цельности и единства.

Но стоит только сдернуть с этой картины красочное покрывало восточной экзотики, и тут перед нами немедленно проступят кровавые следы вековых противоречий и религиозной вражды. Иерусалим ведь не просто Город трех религий. Иерусалим – Святыня этих трех религий. Для приверженцев авраамических религий Иерусалим имеет совершенно особый статус, ибо является местом расположения их главных святынь. Для евреев это – Храмовая гора и западная стена Иерусалимского храма – Стена плача («Котель»). Для мусульман это – мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шафир). Для христиан всех конфессий это – Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведенных во всех местах, где по преданию ступала нога Иисуса.

Иерусалим является столицей Израиля с момента создания этого государства. Его святость для евреев заложена уже в самой еврейской традиции, в единстве всех элементов еврейства. Известный исследователь Библии, автор первого монументального труда по всеобщей истории евреев «История евреев с древнейших веков до настоящего времени» в 11 тт. Генрих Грец (1817-1891) акцентирует внимание на этом факте. Историческим носителем еврейства является не только еврейское религиозное учение, пишет он, потому что иудаизм - это не только законы и повеления. Закон – это дух еврейства, а страна – главная часть его плоти. Поэтому Грец и провозглашает историческое и теоретическое единство всех трех элементов еврейства: «Тора, народ Израиля и Святая Земля переплетены и соединены друг с другом невидимой, но неразрывной связью».

Именно на Храмовой горе находится камень, с которого началось основание мира. Именно здесь Авраам, доказывая свою готовность к самым тяжелым утратам во имя преданности Богу, готов был принести в жертву своего сына Исаака. «Земля Мория», упоминаемая в этом драматическом эпизоде истории, отождествляется в иудаизме с горой Мория в Иерусалиме. Именно на этой горе Соломон позднее воздвиг Первый Храм. В еврейском священном писании Иерусалим упоминается 656 раз. Три раза в день религиозные евреи всего мира молятся, обернувшись лицом в сторону Иерусалима.

+ У христиан тоже есть основания предъявлять свои претензии на этот город, ибо именно здесь находятся самые святые места, связанные с возникновением их религии: «Лобное место» (Голгофа), где был распят Иисус Христос, и Гроб Господень – гробница в скале, где, согласно Евангелию, он был погребен и на третий день воскрес. Эта гробница является главным алтарем Храма Воскресения Христова. В период с IV по VII век, в тот отрезок истории, который в истории христианства называется Византийской эпохой, в Иерусалиме было построено большое количество кафедральных соборов, храмов и монастырей, были открыты теологические кафедры, семинарии и иконописные школы. Именно в эту эпоху был воздвигнут первый архитектурный комплекс, в который вошли погребальная пещера Гроба Господня, Голгофа, Камень Помазания и Скорбный путь – «Виа Долороза». Тогда на каждом святом для христианской памяти месте стояли храм, монастырь или часовня, а монастыри были открыты в честь всех первых христианских мучеников и святых Ветхого Завета.

Но история не стоит на месте. В 638 году Иерусалим был завоеван мусульманами и стал третьим – после Мекки и Медины – святым городом ислама. Гора Мориа оказалась связанной с историей ночного вознесения (мирадже) пророка Мухаммада. Святость Иерусалима в исламе основывается на первом стихе 17 суры (главы) Корана, в которой описывается, как Аллах «перенес ночью своего раба от святыни неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую» – то есть от святилища Кааба в Мекке в мечеть ал-маджид ал-Акса в Иерусалиме. Именно здесь, в Иерусалиме, согласно мусульманским представлениям, в будущем произойдет страшный суд. В начале своей религиозной деятельности Мухаммад молился, обратившись лицом к Иерусалиму, однако, убедившись в безуспешности попыток обратить евреев в новую веру, предписал мусульманам поворачиваться во время молитвы лицом к Мекке.


(Окончание следует)






?

Log in

No account? Create an account