САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Красота с точки зрения самоорганизации

Обычная картина: человек стоит перед зеркалом и прихорашивается. И никому не придёт в голову, что в этом есть нечто смешное. Дело в том, что человек прихорашивается перед самим собой главным образом для того, чтобы понравиться другим, выглядеть хорошо перед другими. Даже когда человек собирается на свидание, то он прихорашивается не перед тем, с кем предполагает встретиться, а перед самим собой, поскольку вряд ли сумеет посмотреть на себя глазами другого человека. Но ведь у каждого человека свои предпочтения. Одним нравятся рыжие, а другим брюнеты, кто-то не переносит брови, выщипанные в ниточку, а кому-то неприглядны мохнатые брови, кто-то любит волосы прямые, а кто-то вьющиеся, кому-то нравится пирсинг, а для кого-то это явный намёк на дебилизм носителя подобного "украшения". Как ни странно, но до сих пор есть и такие, для которых татуировка на теле человека равносильна вывеске "Подход запрещён". При этом, как правило, те или иные предпочтения человек не осознаёт, они проявляются на уровне бессознательного, подсознания, представляющего собой совокупность психических процессов, не находящихся под управлением сознания.

Понятно, что не всё можно изменить, прихорашиваясь. Можно просто тривиально "приводить себя в порядок". Можно изменить причёску, форму усов и бороды, подобрать подходящие к случаю рубашку и галстук, выбрать окраску волос, цвет помады, маникюр, заштукатурить лишние мелкие детали на лице, поварьировать мимикой, поменять украшения, но нельзя изменить форму носа, овал лица, поприжать торчащие уши и многое другое, играющее роль в формировании общего впечатления о человеке. Таким образом, прихорашиваясь, человек испытывает сложную гамму чувств, понимая, что не всё из того, что ему Бог послал, можно улучшить. Он понимает ограниченность своих возможностей улучшить имидж, и при этом вынужден ориентироваться на некоторые представления о красоте, которые у него свои собственные, отличающиеся от представлений других людей, и на абстрагированные критерии, которые по его пониманию общепризнаны. Но никто, как правило, не задумывается на тему о том, как происходит формирование индивидуальных представлений о красоте и формирование интегральных критериев красоты.

Прежде всего нужно понимать, что "обратить на себя внимание" и "понравиться" - это две очень большие разницы. Во взгляде на эти две большие разницы женщины принципиально отличаются от мужчин, поскольку для женщины "обратить на себя внимание" означает, что она конкурентноспособно выделяется среди прохожих и что с внешностью у неё всё в порядке. Женщина всегда стремится обратить на себя внимание, служащее для неё своего рода зеркалом, даже тогда, когда перестала нуждаться в том, чтобы кому-то понравиться. По этой причине для женщины важно всё, что вызывает интерес своей нетривиальностью - от динамической эстетики зада до необычного выреза на юбке. Впрочем, медленно, но верно, в наше время этот принцип осваивается и мужской половиной. Но что касается "понравиться", то здесь всё далеко непросто, если под понятием "понравиться" понимать не нечто скоропалительно возникающее и скоропалительно исчезающее. При этом само собою разумеется, что человек обращает серьёзное внимание не на всех тех, кому он понравился, а на тех из этой категории, которые соответствуют его интересам - духовным, материальным, анатомическим, сексуальным, профессиональным и т.п.

Все эти опции взаимодействуют в сознании человека спонтанно, это взаимодействие неуправляемо, возникающие чувства, мысли, ощущения формируются в основном подсознанием, т.е. в отсутствии управления сознанием. Если это формирование происходит под давлением некой психофизической и социопсихической потребности, например, от неуклюжести сексуальной жизни, от стремления к большему материальному благополучию, от ожидания профессиональной помощи, от желания того, чтобы всё было "как у людей" и т.д., то это не меняет принцип самоорганизации, на основе которого происходит взаимодействие указанных опций.

К примеру, экономика является самоорганизующейся системой самоорганизующихся систем. Но экономическое благополучие руководимых определяет успех руководителя начиная от главы семьи и кончая главой государства, экономическое благополучие в сильной степени определяет жизненное благополучие индивидуумов, поэтому экономика постоянно атакуется с целью дезорганизации её спонтанности и приспособления процессов самоорганизации к тем или иным конкретным потребностям атакующих. Кончается это рано или поздно обычно финансовыми кризисами. Точно так же несопротивление конкретными психофизическим и социопсихическим давлениям у отдельно взятых людей часто кончается жизненным кризисом, сопровождающимся самоорганизующейся тошнотой. Конкретное начинание на определенном этапе выливается в неконкретное продолжение.

Самоорганизующиеся системы представляют собой динамическое взаимодействие некого множества элементов, протекающего в отсутствии центра управления, т.е. спонтанно. Динамика самоорганизации инициируется изменением условий среды, в которой располагается самоорганизующаяся система. В соответствии с разработанной мною теорией функционирования самоорганизующихся систем, любая такая система имеет доменное строение, т.е. представляет собой самоорганизующуюся систему самоорганизующихся систем. Если использовать в качестве аксиоматического принципа бОльшую простоту организации или меньшую сложность парциальных самоорганизующихся систем (доменов) в сравнении с надсистемой (системой доменов), то можно говорить о взаимодействии двух видов хаоса - хаоса порядка (высокая энтропия) и хаоса беспорядка (низкая энтропия). Именно это взаимодействие формирует надсистемную структуру организации и её сложность.

При изменении условий окружающей среды в первую очередь происходят изменения в парциальных самоорганизующихся подсистемах, т.е. в зонах преимущественного хаоса порядка, что приводит к изменению параметрических характеристик отдельных доменов и в последующем к изменению междоменных взаимодействий, т.е. к изменению состояния всей системы. При однократном мгновенном воздействии внешней среды на систему инициируется колебательный процесс взаимодействия внутридоменных и междоменных структур, т.е. взаимодействия хаосов порядка с хаосом беспорядка, приводящего к колебаниям в значениях энтропии системы. Это и есть то, что Эрвин Шрёдингер обозначил термином негэнтропия, но не объяснил, что это такое и как она генерируется.

В изолированной самоорганизующейся системе физическая энтропия не достигает своего максимального значения именно благодаря описанному мною принципу внутри- и междоменного взаимодействия, взаимодействия между хаосом порядка и хаосом беспорядка. И биосфера Земли, и Вселенная являются самоорганизующимися системами самоорганизующихся систем. Именно по этой причине является чушью сформулированный Р. Клаузиусом в 1865 году на основе второго начала термодинамики вывод о тепловой смерти Вселенной. Это является весомой иллюстрацией в пользу идеи о том, что физиков нельзя особенно близко подпускать к биологии.

Живые организмы обладают органами восприятия, с помощью которых внешняя среда воздействует на мозг или примитивные аналоги мозга. Если воздействие внешней среды на неживые структуры только лишь запечатлевается и затем механическим путём нивелируется, то воздействие внешней среды на живые организмы не только запечатлевается (память), но и систематизируется, и ассоциируется с ранее произведёнными воздействиями, и приводит к различного рода реконструкциям в системе памяти и вспоминания. Космическая сложность формирования системы сознания человека отразилась на невероятно изощрённом и многообразном представлении древних мыслителей о том, что следует понимать под красотой и как следует интерпретировать это понятие.

Большая часть древнегреческих философов формулировала своё собственное определение красоты. Стоики, Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон и многие другие пытались дать фундаментальное обоснование этому чрезвычайно сложному критерию человеческого восприятия окружающей среды, включающему в качестве важнейшей и определяющей составляющей восприятие себе подобных. При этом большинство исследователей пользовались и пользуются инструментами познания, которые для среднего человека слишком сложны и заумны для того, чтобы он мог их использовать в процессе миропонимания, в приложении к себе и к тем, с кем его сводит жизнь. Это - аристотелевская "чтойность", платоновское диалектическое порождение Богатства-Эйдоса и Бедности-Материи, сократовский "логос", или мыслительное искание предельных обобщений и т.п. Взгляд на красоту как на самоорганизующуюся систему позволяет в заметной степени упростить представления об этом космически сложном понятии, не принося в жертву простоту его житейского осмысления.

С детских лет человек пытается помочь себе упростить восприятие окружающего его мира. С этой целью он нарабатывает некие интеллектуальные аксиомы, например, "все "А" есть "в", которые позволяют ему автоматически, рефлекторно оценивать восприятие его окружения и иную получаемую им информацию. Любое, что соответствует совокупности наработанных человеком аксиом, вызывает у человека чувство комфорта, удовлетворённости, поскольку не нарушает хаос порядка его сознания и не требует интеллектуальных усилий для нормализации изменений хаоса беспорядка, т.е. всей системы мировоззрения, которая не может быть сведена к системе правил, точнее сказать, к системе правильностей. Индивидуальное восприятие красоты человеком как рыба в воде вольготно себя чувствует в системе наработанных человеком аксиом. И стоя перед зеркалом, человек ориентируется на то ощущение красоты, которое не противоречит наработанным им интеллектуальным аксиомам.
     
Физиология мыслительного процесса весьма индивидуальна. Кому-то преимущественно важна предсказуемость, а кому-то по душе постоянная новизна восприятия, кому-то важно всё расположить по полочкам, а кто-то просто не в состоянии запомнить, на какую полочку он положил ту или иную вещь, но он хорошо помнит положение этой вещи относительно беспорядочного расположения других вещей. Интеллектуальная аксиоматика человека постоянно вступает в противоречие со сложностью структурно-функционально организации внешней среды, с воспринимаемой человеком информацией, когда малейшие нарушения хаоса порядка сознания приводят к заметно выраженным изменениям хаоса беспорядка. У некоторых людей, в особенности у дилетантов-изобретателей, подобная ситуация подогревает интерес к жизни, у других же может вызвать состояние тяжелой депрессии.

Со временем у таких людей вырабатывается настоящая психофизическая потребность находиться в среде, которая не деформирует хаос их интеллектуального аксиоматического порядка. Так формируется стадо. Так формируется стадное восприятие красоты, которое комфортно с точки зрения психологии и физиологии, поскольку в восприятии красоты эти две стороны жизнедеятельности связаны самыми прочными узами. Формула "так все делают" становится жизненной формулой людей, среда, не вызывающая нарушение хаоса порядка, становится физиологически благоприятной средой обитания. Средства массовой информации корректируют реконструкцию интеллектуального аксиоматического порядка людей в направлении снижения потребности корректировать хаос интеллектуального беспорядка в системе мировосприятия. Так формируется социальное единодушие и некоторые неудобства подобного единодушия с лихвой компенсируются отсутствием потребности постоянно думать. Так формируется хаос социального порядка, нарушение которого приводит к хаосу социального беспорядка, т.е. к революциям. Таким образом, формула "красота спасёт мир", высказанная Ф.М. Достоевским, в полной степени соответствует теории процессов самоорганизации, если только под понятием "мир" воспринимать социальное единодушие.   




Tags: Философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments