САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Categories:

Признаки ума и эпидемия безумия

С понятием "ум" мы сталкиваемся постоянно, когда отмечаем наличие или отсутствие ума не только при реальных и виртуальных контактах с иными Homo sapiens и продуктами их мыслительной деятельности, но и при анализе собственной способности к восприятию, запоминанию, обобщению, оценке, принятию решений, пониманию, запоминанию и т.п. Разнообразие явлений, так или иначе относимых к понятию ума, умственной или познавательной деятельности, нередко ведёт не только к чрезмерному искусственному расширению объёма понятия "ум" и отождествлению с умом всей совокупности явлений сознания, но и к сужению понятия "ума". Ведь согласитесь, что человек разумный может быть порой не очень умным!


Нейробиология и нейробиохимия со всеми их окситоцинами и серотонинами, нейронами и аксонами никогда не станут источниками экспериментального определения силы и качества ума. Не имея намерения увязнуть в весьма спорной теме отношения коэффициента IQ к уму, выскажу на этот счёт лишь своё мнение. IQ - intelligence quotient, коэффициент интеллекта, на самом деле является коэффициентом, отражающим способность выкручиваться. В самом, что ни на есть обыденном понимании этого термина. В менее вульгарной интерпретации - это показатель способности находить выход из конкретного положения. Именно по этой причине, например, у китайцев с исторически присущей им нехваткой жизненно важных ингредиентов обнаружены относительно высокие значения IQ. Способность найти выход не является синонимом ума, который в первую очередь жестко связан со способностью логически мыслить.

В процессе мышления проявляются две его основные ипостаси: мышление ассоциативное и мышление логическое. Если бы человеческий  интеллект был бы представлен только лишь ассоциативным мышлением, то любой современный компьютерный поисковик был бы безусловно относим к искусственному интеллекту, на много порядков превышающему возможности естественного интеллекта. Большинство механизмов, которые включает в себя ассоциативное мышление, основаны на обработке фактического материала таким образом, как это делает Гугл и другие интернет-поскоевики. Путём индукции и аналогии.

Логическое же мышление, во-первых, обязательно основано на использовании аксиом. Аксиомы представляют собой результаты абстрагирования, выделяющие наиболее существенные качества и характеристики рассматриваемых множеств объектов. Аксиомы в природе в готовом виде не встречаются. Их иногда навязывают по ходу социального давления, например, аксиомы "Партия - наш рулевой" или "Крымнаш!", но в тривиальных аспектах жизнедеятельности такие навязанные аксиомы используют лишь умалишенные с поврежденной психикой.

Аксиомам обучаются, например, заучивая таблицу умножения, и аксиомы создаются мозгом человека. Участвует в создании аксиом механизм, называемый абдукцией с использованием, как я в своё время предположил т.н. мозолистого тела, представляющего собой 1/5 - 1/4 миллиарда нервных волокон, соединяющих полушария мозга. С помощью абдукции создаются гипотезы, истинность которых проверяется и сопровождается соответствующим отбором. Во-вторых, логическое мышление основано и на выработке конкретных аксиом по ходу мыслительных процессов.

Существует иерархия аксиом. Известен такой тест из разряда психиатрического тестирования. Предлагается три объекта. Нужно указать, какие два из них ближе друг к другу, чем третий объект. Из курицы, медведя и кошки шизофренник якобы выбирает курицу и медведя, поскольку у них когти не втягиваются. Но ведь в данном конкретном случае потенциальный шизофренник и прав, и одновременно неправ. Неправ он потому, что опирается исключительно на конкретную, локально выработанную им из нескольких возможных аксимому, оторванную от аксиом более высокого порядка.

Но давление аксиом высокого порядка тоже никак невозможно отнести к разряду рациональной умственной деятельности. Вера в Бога является аксиомой, давлеющей над всем сонмом аксиом, используемым человеком в его жизнедеятельности. Эта слишком широкая гипотеза парализует и специфически тормозит выработку конкретных, локальных аксиом, необходимых для логического мышления. Она слишком широка, чтобы снизойти до честной конкуренции с парциальными аксиомами более мелкого ранга. Переубедить верующего невозможно никакими логическими построениями.

Линн Маргулис, известная свой гипотезой происхождения митохондрий, в своей книге упоминала о подобном случае паралича умственной активности. В Техасе на буровых установках в качестве техников и рабочих трудились в основном мормоны. Когда в разговорах с ними указывали, что по характеру извлекаемых из глубин Земли окаменелостей они могут убедиться в существовании эволюции в противоположность утверждению о божественном сотворении жизни, мормоны говорили, что эти окаменелости именно в таком порядке разложил а глубинах Земли дьявол, чтобы направить ум людей по ложному пути. Это всё является демонстрацией того, что вера - гипотеза высшего порядка - парализует необходимость добиваться уверенности, для чего необходимо использование конкретных логических усилий с выработкой конкретных гипотез и их верификацией.

Каждый человек имеет свою иерархию аксиом, свои особенности абстрагирования поступающей и хранимой в памяти информации. Если люди мыслят одинаково, то это обстоятельство сродни искусственно индуцированной психопатологии. За Кадырова проголосовало 97% населения, за Башара Асада 97%, за Назарбаева более 97%, за Путина под 90% и т.п. Учитывая том факт, что мышление людей очень сильно отличается и качественно, и по силе, и по скорости, такое запредельное единодушие представляет собой явную форму социальной патологии.

Любой правитель, начиная от стремящегося к доминированию члена семьи и кончая правителями государств, желает иметь дело с населением, думающим одинаково, имеющим некое стандартное подобие ума. Мало кому по доброй воле желательно сползать с вершин власти с риском нести ответственность за, как правило, неизбежные прегрешения. А нестандартно думающим населением управлять несравненно труднее, чем людьми, начинающими апплодировать, не дожидаясь окончания выкрикиваемых лозунгов.

В новейшее время цивилизационный прогресс наделил вождей возможностью налаживания очень тесного интеллектуального контакта с населением. Множество эмпирически обнаруженных приёмов позволяют правящей группе избранников подстраивать аксиоматическую иерархию индивидуумов под нечто, напоминающее религиозную гипотезу, покрывающую широкий круг вопросов, как на поверхностные политические темы, так и на темы, связанными со сладкими мечтами об обещаемом розовом будущем, лишенном революционных катаклизмов. Именно по этой причине все сегодняшие правители становятся долгожителями или же в крайнем случае стараются посадить вместо себя своих, которые их ни в коем случае не сдадут.

Эти рассуждения можно свести к простой мысле о том, что ум - понятие крайне сложно формулируемое. Все мы прекрасно знаем, что человек может быть экстремально умён в шахматной игре или в решении головоломок, но легко уступит среднему уму в решении каких-то иных из большого разнообразия жизненных проблем, требующих особых качеств ума. На самом поверхностном уровне исследования феномена ума можно сформулировать аксиому о том, что обязательным качеством ума является независимость обладателя ума, поскольку сам по себе факт зависимости кардинально ограничивает способность к умствованию. Второй обобщающей характеристикой ума является относительность понятия "ум". Несмотря на то, что это положение совершенно очевидно, его можно доказать как теорему.

Для этой цели можно использовать интроспективный подход, мысленный эксперимент, примером которого является т.н. "Комната Марии". Этот эксперимент был предложен Фрэнком Джексоном в статье "Epiphenomenal Qualia" (1982). Qualia является термином, используемым в философии для обозначения сенсорных, чувствительных явлений любого рода. Мысленный эксперимент Ф. Джексона является аргументом против физикализма, под которым понимается эпистомологическая доктрина о том, что любое знание является знанием о физических фактах, что всё во Вселенной, включая ментальное, имеет исключительно физическую природу.

Ф. Джексон предлагает представить читателю учёную, исследовательницу цвета Марию. Мария изучает нейрофизиологию цвета с помощью черно-белого монитора, всю жизнь находясь в черно-белой комнате. При этом Мария изучила цвет настолько хорошо, что она знает всю информацию о цвете, какую только можно получить. Она знает длины волн всех цветов, знает, какие именно нейроны передают сигнал от сетчатки глаза к мозгу и что происходит в это время в самом мозге. Джексон спрашивает, что же произойдёт, если мы выпустим Марию из её черно-белой комнаты в реальный мир, узнает ли она что-нибудь новое.

Существует два следствия в зависимости от того узнает ли Мария что-либо, впервые испытав цвет: существование квалии  и аргумент против физикализма. Аргумент заключается в том, что если Мария узнает что-либо новое из опыта непосредственного восприятия цвета, то физикализм ложен. В частности этот аргумент является критикой утверждения физикалистов о полноте физических объяснений ментальных состояний. Мария может знать всё о науке восприятия цвета, но может ли она знать каков опыт красного, если она никогда не видела красного? Джексон считает, что Мария узнает что-то новое, впервые испытав цвет, и, таким образом, физикализм ложен.

Для доказательства теоремы об относительности понятия "ум" я приведу такого же рода интроспективный подход в виде мысленного эксперимента, примером которого является "Комната Марии". Представим себе, что в семье несколько сыновей, которые идеально похожи на отца, являются его копиями и в физическом, и в интеллектуальном плане. Представим, что отец работает успешным учёным или иным специалистом, деятельность которого связана с решением сложных интеллектуальных задач. Сыновья, являясь его копиями, отличаются от отца 20-30-летним жизненным опытом, образованием, приобретёнными практическим опытом знаниями и умением. Мне в жизни приходилось встречаться с подобными семьями.

Вопрос: как будут себя вести такие дети такого отца? Очень по-разному в зависимости от возраста и неформулируемых и невыявляемых особенностей жизненного опыта. Это может быть депрессия, отсутствие веры в свои силы, желание неудержимо хвастаться любой мелочью, любым достижением, использование псевдонаучной терминологии, подавление воли, нежелание иметь дело с научным и техническим знанием, повышенный интерес к проявлению активности в тех областях, в которых отец неопытен или не имел желания эти области освоить. Любой психолог подтвердит приведённый мною перечень особенностей психического развития сыновей, индуцированный более опытным и знающим отцом в сыновьях, равных ему по интеллектуальным и по физическим способностям. Часто все эти признаки проявляются в одной и той же многодетной семье.

Поскольку независимость ума и относительность понятия ум являются признаками нормальной психики, с чем  трудно не согласиться, то единодушое голосование, следование казарменной логике, "общие слёзы из глаз" и прочие проявления народного единодушия, облегчающие правление народом и смягчающие восприятие глупости и отсутствия квалификации у правителей, являются ничем иным, как патологией социальной психики. Эта патология в наше время принимает характер прогрессирующего во времени и пространстве распространения инфекционного(!) психического заболевания. Источником возбудителей инвазии для человека является, как это ни печально, телевидение м интернет. При этом разговаривать с зараженными на эти темы совершенно бесполезно также, как использовать логику в дискуссии с верующим по поводу предмета его веры. Но эту эпидемию безумия может наблюдать любой, способный выдерживать натиск интернета, телевидения и газет, не повреждаясь в уме.




Tags: Психиатрия, Философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments