САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Мелочи никогда не бывают мелочами

В жизни не бывает мелочей. Пара слов в напыщенном письме делает его ничтожным, мелочь в одежде или во внешнем виде говорит о том, что человек не учёл тех, которые не относятся к понятию "публика" и обладают способностью видеть мир своими глазами и оценивать своими мозгами. Малюсенькая татуировка на ноге женщины говорит о ней больше, чем подробное резюме. Она не может устоять от давления социума, но у неё какие-никакие мозги всё же сохранились. Примеров того, что мелочи, которые обычно трудно контролировать, намного важнее любых пышных деклараций, можно приводить бесчисленное множество.

Меня часто хохот душит от официально принятых на грудь общества фундаментов педагогического знания: Фрэнсис Бекон, Ян Амос Каменский, Иоганн Песталлоцци, К.Д Ушинский, Ф. Фребель, Ф. Дистервек, Ф. Хованский, А. Макаренко и многие другие великие специалисты в области педагогики разрабатывали свои технологии привития устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т. д., свои специфические подходы к рациональному восприятию знаний. Это всё здорово и очень интересно. Но, по моему мнению, главное, что нужно воспитывать в человеке с детства - это умение подмечать в себе и в других незадекларированные и скрытые проявления реальности.

В Древней Греции педагогом назывался раб, как правило, неспособный к физическому труду, поэтому приставленный наблюдать за ребёнком, отвечающий за посещение ребёнком школы. За тысячелетия педагогика развивалась как наука, хотя при всех теоретических и практических открытиях в этой области, она стаётся всего лишь рабом морали и видит свою основную цель в том, что водит воспитуемых по залам музеев человеческой этики. Многие из воспитанников легко и быстро забывают эти экскурсии и перестают спотыкаться на этических бампах на пути к своим далеко не всегда благородным целям. Умение замечать и осознанно обрабатывать мелочи жизни делает из ребёнка человека, который сам может ориентироваться в жизни в отсутствии сопровождающего его раба - одушевлённого или виртуального.

Человек, который умеет в еле заметных мелочах фиксировать нечестность других, сам не станет врать. То же самое относится к трудолюбию, к порядочности, к умению выполнять обещания, к нежеланию хвастаться и ко многим другим непрезентабельным человеческим качествам. Ребёнку трудно понимать, как за мелкие детали можно вытащить главное из жизненной повседневности. В процессе воспитания ребёнка декларативные истины гасят фундаментально важное качество обращать внимание на мелочи и использовать это качество в целях благоустройства своего окружения.


Приведу такой, казалось бы, абстрактный пример мелочи. Позавчера я купил три ананаса по доллару каждый. Сегодня эти же ананасы в том же магазине продаются по $2.48. Если бы цена была указана $2.50, я бы просто прошёл мимо. И не потому, что очень бедный, чтобы себе позволить выбросить на воздух четыре с полтиной. Но цена $2.48 означает, что шантрапа, которая нынче рулит в торговле, держит покупателей за быдло, поскольку с помощью эти двух центов надеется внушить покупателю, что в цене, которую они назначают, помусолив палец, присутствует финансовая осмысленность.

Если я куплю даже один ананас по этой бессмысленной цене (оптовая цена на ананас из Коста Рики составляет пару десятков центов), то я буду содействовать размножению генофонда ублюдков, которых ранее за километры не подпускали к торговле. Ничего подобного в США не было 20 лет тому назад. Ничего подобного не было в Мюнхене, где мы жили. Таким образом, мелочи никогда  не бывают мелочами. Ничтожными мелочами бывают лишь пышные декларации, рассчитанные на тех, кого педагогически образовали современные средства массовой информации.



Tags: Размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments