САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Не человек ищет повод, а повод ищет человека

Психические процессы вне сознательного управления называются подсознанием. Все современные дискуссии о подсознательном берут начало в 1869 году, когда немецкий философ Эдуард фон Гартман опубликовал "Философию подсознательного". Но, осмелюсь сказать, что рассуждения о структуре и функции подсознания вне понимания феноменальных основ функционирования самоорганизующихся систем просто бессмысленны. Известны совершенно смешные потуги рассматривать проблемы искусственной интуиции, которая является функцией подсознания.

Как и в случае любой самоорганизующейся системы, т.е. системы, не имеющей центра управления и функционирующей под влиянием среды, окружающей систему, поведение подсознания предсказать практически невозможно. Дело в том, как и любая самоорганизующаяся система, подсознание имеет доменное строение, а форма доменов и их соотношение зависят от окружения системы, в данном случае от сознания. Сознание, его текущая направленность и активность оказывает воздействие на подсознание, вызывая в нём процессы, в результете которых некоторые домены подсознания приобретают особую активность и влияние на иные из числа многочисленных доменов подсознания. В результате подобных процессов от подсознания откалывается отдельный домен, который по этой причине регистрируется и "осознаётся" сознанием. Отделение домена от самоорганизующейся системы подсознания может происходить и при многократных повторах одинакового воздействия сознания на подсознание. Происходит мультипликация и слияние идентичных монодоменов, которые откалываются от системы подсознания.

Цель этого моего вступления заключается в конструировании простого афоризма: "Не человек ищет повод, чтобы высказаться на ту или иную тему, а повод ищет человека, чтобы он высказал то, что присутствует в его подсознании." Ведь человек не способен осмысленно сформулировать всё то, что наличествует в его подсознании. Поэтому он никак не способен выискивать повод для высказывания. Случайно обретённый повод воздействует на подсознание и экстрагирует из подсознания соответствующую мысленную конструкцию, соответствующую психическую реакцию. Сегодня такой повод меня нашёл. В прошлом месяце исполнилось 100 лет, когда 22 ноября 1916 года в возрасте 40 лет покончил жизнь самоубийством великий писатель Джек Лондон. Его нашли мертвым с признаками отравления морфием.




Я в детстве очень любил всё написанное Джеком Лондоном. А изумительный фильм по мотивам его повести "Белый клык" смотрел несколько раз и каждый раз с неизменным переживанием, несмотря на знание сюжета. Я всегда ощущал что-то неладное в жизни Джека Лондона. У него была очень сложная жизнь. Мама его была очень сумбурной женщиной. Человек, которого он подозревал в своём отцовстве, от такового отказывался... Но главное на мой взгляд заключалось в особой структуре психики писателя. Его герои – в основном романтики, сильные духом, волевые люди, способные к самопожертвованию. И у меня всегда было подозрение, что он искал в своих героях то, что в нём отсутствовало, нехватку чего он трагически ощущал в себе.

В моей жизни было много собак. Я всегда к ним относился также, как я отношусь к людям. Это не просто фигура речи или работа на читателя. Собаки прямодушные и честные. Если они любят, то не скрывают свою любовь, как некоторые, для которых любовь сродни перетягиванию каната. Они считают, что если очень сильно потянуть, то противоположная сторона может свалиться и выпустить канат из рук. Собачьи лица отражают собачью душу и мне собаки часто понятнее, чем некоторые из людей. На своём немалом опыте общения с собаками я обнаружил одну удивительную особенность. Если собаки ощущают себя равноправными членами семьи, то они становятся консерваторами. А мы в нашей семье делаем всё, чтобы продемонстрировать наше равноправие с собаками. Консерватизм собак проявляется в том, что они начинают нервничать и даже беситься, когда нарушаются какие-то принятые в доме правила и традиции.

На эту тему я могу много писать из своего жизненного опыта, но главное, в чём я уверен, что консерваторами собаки становятся тогда, когда приобретают полную уверенность в преданности и надёжности окружающих их людей. Это очень тонко подметил Джек Лондон. Белый Клык с его невероятно тяжёлой судьбой, от которой он должен был окончательно "озвереть", начинает любить детишек Уидона Скотта. Ведь Белый Клык поначалу показывает новому хозяину свою злобу и ярость. Но у Скотта хватает терпения приручить собаку лаской, и это пробуждает в Белом Клыке все те чувства, которые дремали и уже наполовину заглохли в нём. Ему нравится и отец Уидона, судья. Судью Скотта Белому Клыку удается уберечь от мести отпетого преступника Джима Холла. Очень точно великий мастер Джек Лондон рассказывает о том, как в окружении добрых людей Белый Клык становится равноправным членом семьи, любящим супругом Колли, с которой у него поначалу были отношения крайней враждебности.

И возвращаясь к теме подсознания, с которой я начал этот очерк, хочу сказать о том, что именно вывалилось из моего подсознания в формулу, в справедливости которой я не сомневаюсь и которая высветила мне суть многих процессов, происходящих в мире. Столетняя годовщина со дня трагической кончины Джека Лондона была тем поводом, который нашёл меня, чтобы указать мне, что все апологеты социализма - это люди в себе неуверенные. Не нужно только путать неуверенность с активностью и агрессивностью. Джек Лондон был агрессивным социалистом, но явно в себе неуверенным. Джек Лондон подошел к финалу своей жизни сломленным человеком, разочарованным социализмом. Он вышел из социалистической партии, считая, что в ней угас боевой дух. Всю свою короткую жизнь он выстраивал, выдумывал, сочинял образы, которые заполняли и нейтрализовали ваккуум его природной неуверенности в себе и в конце концов понял, что жизнь не обманешь. В отличие от ординарных социалистов он, как человек гениальной прозорливости и таланта психолога видел в себе то, что "нормальный" социалист видеть в себе не способен.

Таким образом, консерватизм - это уверенность в себе. По этой причине консерватизм не может быть массовым явлением в норме. Он становится массовым явлением в условиях патологии, когда неуверенные в себе единичные социалисты, объединяясь в массу, теряют в этой массе остатки здравого смысла и доводят существование общества до глубин маразма и психопатологии. Ведь ум не может быть коллективным. Коллективным может быть лишь безумие.





Tags: Размышления, Философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments