САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Обухова Надежда Андреевна

Чем прославилась Обухова Надежда Андреевна?



НЕ ДЛЯ МЕНЯ

Слова Александра Вельтмана


Когда я песнь твою внимаю
Молчанье грустное храня,
Я забываюсь, я мечтаю...
Но ты поешь не для меня!

Но ты поешь не для меня!

Я вижу с страстною заботой,
Себе невольно изменя,
Ты ищешь взорами кого-то,
Но вижу я, что не меня!

Но вижу я, что не меня!

Твоя душа полна желаний,
Твоя душа полна огня,
Ты так же знаешь ад страданий,
И любишь ты, но не меня!

И любишь ты, но не меня!

Люби! Себя ты не погубишь,
Рассудком чувства оценя,
Но если ты другого любишь,
То, друг мой, не ласкай меня!

То, друг мой, не ласкай меня!

1844


В русской истории Обухова Надежда певица занимает особенное место, причем не только благодаря своим исключительным голосовым данным, но и уникальному долгому творческому пути, который продолжался более шести десятков лет, основную часть которых она посвятила сцене театра оперы и балета. Обухова Надежда Андреевна в течение всей жизни выступала с концертами, записывая в студиях свои песни, поэтому практически все из них сохранились на грампластинках и магнитных лентах. «Петь я начала с юных лет, сперва русские народные песни, услышанные мной в деревне Тамбовской губернии», — писала певица в своих воспоминаниях о раннем детстве.

Родилась певица в Москве, но большая часть ее детства и юность прошли за городом. Причиной этому было то, что вскоре после родов от чахотки умерла ее мама, и отец Надежды, видный военный, передал воспитание своих дочерей, а также их младшего брата Юрия деду по матери, жившему в родовом имении на Тамбовщине. Отметим, что прадедом Обуховой по матери был поэт Е.Баратынский.

Дед певицы, Андриан Семенович Мазараки, был огромным поклонником музыки и хорошим другом Н.Рубинштейна. Он великолепно играл на пианино, а потому вовремя смог обнаружить огромный талант у своей внучки. Благодаря деду Надежда Обухова получила отличное домашнее образование, а также познакомилась с европейской музыкой.

Дед певицы так никогда и не утешился после безвременной смерти своей дочери и, чтобы избавить своих внучек, Надежду и Анну, от столь же трагической судьбы, рано увез их за границу, в Италию. Там Надежда проходила курс лечения и одновременно серьезно занималась музыкой. Она побывала в Риме, Венеции, Милане, овладела итальянским и французским языками.

В Италии же Обухова начала заниматься с профессиональными педагогами. Первой ее наставницей стала известная певица Элеонора Липман, ученица знаменитой Полины Виардо. Она убедила девушку в том, что ей необходимо развивать голос и что певица должна научиться прекрасно владеть им. Из этих уроков Надежда поняла, что может стать настоящей певицей, если будет долго и серьезно учиться пению.

Однако продолжить образование за границей Надежда не смогла, потому что в 1906 году ее дед скоропостижно умер и сестрам пришлось возвратиться в Москву. В столице певица продолжала свои занятия музыкой, а в 1907 году стала студенткой Московской консерватории. Она поступила в класс, руководителем которого был известнейший музыкальный педагог Умберто Мазетти. Он видимо обладал особым даром чувствовать будущих знаменитостей, потому что за десять лет до Обуховой его студенткой была известная певица А.Нежданова. К сожалению, летом 1908 года ей пришлось бросить учебу из-за болезни. Лечиться она уехала в Сорренто в Италии, а вернулась только через год.

С 1910 года Обухова снова начала учиться в консерватории у профессора Мазетти. Упорные занятия не пропали даром: ее голос не только окреп, но и расширился по-диапазону. Вот почему Обухова с таким успехом исполняла репертуар не только меццо-сопрано, но и лирического сопрано. Еще будучи студенткой, Обухова приняла участие в конкурсе, который проводился в императорском Мариинском театре. Правда, выступать ей пришлось под псевдонимом, поскольку студентам участвовать в конкурсах не разрешалось.

В 1912 году Обухова закончила консерваторию. На выпускном концерте она исполнила труднейшие арии из опер П.Чайковского «Пиковая дама» и «Орлеанская дева». После такого блестящего выступления молодую певицу взяли в Большой театр, где она сразу же стала исполнительницей первых партий. Однако она и там продолжала работать над своим мастерством и развивать голос. В ее становлении как оперной певицы Надежде Андреевне серьезно помогала А.В.Нежданова, дружбу с которой Обухова пронесла через всю жизнь.

В Большом театре Обухова проработала почти пятьдесят лет. За годы работы здесь она вы­ступила более чем в двадцати оперных постановках, исполнив практически все партии классического репертуара. Лишь во время первой мировой войны Обухова прервала свои выступления, поскольку вместе с мужем, офицером-артиллеристом, отправилась на фронт. После его гибели второй раз замуж она не вышла.

Исполненные Обуховой оперные партии стали классическими. Певица практически ни разу не копировала устоявшиеся в сознании стереотипы, стараясь найти новые краски в традиционных ролях. Так, работая над ролью Кармен, которую до нее пела М.Максакова, она практически заново разработала всю концепцию роли, причем сделала это настолько убедительно, что режиссер-постановщик оперы специально для нее изменил основные мизансцены. Чтобы сыграть эту роль, актриса несколько месяцев занималась танцами в балетном классе, и критика впоследствии назвала ее Кармен «самой танцующей». Ни зрители, ни даже партнеры не хотели верить, что актрисе в это время было уже 44 года.

Не менее известным стало и исполнение ею партии Марфы из оперы М.Мусоргского «Хован­щина». Актриса несколько раз возвращалась к этой роли, углубляя и оттачивая созданный ею образ. Этим великолепным исполнением впервые могли восхищаться и радиослушатели, так как опера транслировалась напрямую из зала Большого театра.

Обухова покинула сцену Большого театра в 1943 году, находясь в расцвете своего таланта. С этого времени она целиком посвятила себя концертной деятельности. До последних дней жизни Обухова выступала с концертами в самых различных аудиториях. Впервые она вышла на концертную эстраду в 1912 году и с тех пор выступала практически непрерывно. При этом Обухова почти никогда не повторяла программу одного и того же концерта.

Надежда Андреевна стала также одной из первых певиц, которая ввела в свой репертуар песни советских композиторов. Причем она предпочитала работать над новым произведением совместно с композитором. В этом плане особенно интересно ее творческое содружество с Д.Шо­стаковичем. Композитор специально видоизменял свою музыку применительно к особенностям голоса Обуховой.

Свой последний концерт Обухова исполнила в честь своей наставницы и подруги А.Неж­дановой у нее в доме в связи с годовщиной смерти певицы. После этого, как и каждый год, она уехала на отдых в Феодосию и там скоропостижно умерла.



Ночь светла, над рекой тихо светит луна
Ночь светла, над рекой тихо светит луна,
И блестит серебром голубая волна.
Темный лес... Там в тиши изумрудных ветвей
Звонких песен своих не поет соловей.

Милый друг, нежный друг, я, как прежде любя,
В эту ночь при луне вспоминаю тебя.
В эту ночь при луне, на чужой стороне,
Милый друг, нежный друг, помни ты обо мне.

Под луной расцвели голубые цветы,
Этот цвет голубой — это в сердце мечты.
К тебе грезой лечу, твое имя твержу,
При луне, в тишине, я с цветами грущу.

Слова М. Языкова
Tags: Певица
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments