САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Categories:

Куда мы движемся: Разведсообщества в наше время и при Царе Горохе

Очень интересно проследить, как государство присматривает за населением сегодня и как оно это делало полтора века тому назад. Разительная картина возникает при сравнении разведсообществ современного государства, например, США и России середины XIX века. Тогда в России максимальное количество работников государственной разведслужбы (III охранного отделения) составляло 58 человек. Сегодня - наверняка это многие десятки тысяч сотрудников с учётом космической разницы в технике сбора и хранения информации.

США

Основы структуры американского разведсообщества были заложены Законом о национальной безопасности, принятым 26 июля 1947 года. В настоящее время United States Intelligence Community - собирательный термин для обозначения 17 правительственных учреждений, решающих задачи сбора информации и ведения разведывательной деятельности в интересах США. Структура разведывательного сообщества США была учреждена Правительственным распоряжением № 12333, подписанным 4 декабря 1981 года президентом США Р. Рейганом.

Разведсообщество США включает в себя 16 основных разведывательных служб США (также называемых членами разведсообщества США). ЦРУ США является основной независимой от других министерств и ведомств службой политической разведки правительства США. Остальные 15 членов разведсообщества входят в состав различных федеральных министерств и ведомств США.

Разведывательное сообщество США возглавляет директор Национальной разведки США, одновременно являющийся советником президента США по разведке. Аппарат директора разведки является частью сообщества, но представляет собой административную, а не разведывательную структуру.

ЦРУ США, Государственный департамент США, информационное управление Госдепартамента, Министерство финансов США, управление разведки и борьбы с терроризмом. Министерство обороны США, РУМО, АНБ США, РУ СВ, РУ ВВС, РУ ВМС, РУ КМП, управление космической разведки и картографии, управление спутниковой РЭР, Министерство энергетики США, управление разведки и безопасности в ядерной сфере, Министерство внутренней безопасности,
информационно-аналитическое управление, РУ береговой охраны, Министерство юстиции США, ФБР США, управление по борьбе с наркотиками.


Источник приведенной информации

РОССИЯ XIX века

III Отделение ежегодно выпускало для царя отчёт о «состоянии умов» в России. В 1852-53 годах охранка рисует утихнувшее и «благостное» русское общество, отмечает, что Европа злобно завидует «благоустройству России». Небольшая кучка смутьянов — лишь литераторы, да немного столичной молодёжи. А в 1855 году охранка рисует разрушающуюся от тягот войны России и просит царя скорее заключать мир с Европой.

О деятельности III Отделения рассказывается в книге «Россия под надзором. Отчёты III отделения 1827-1869». Составители историки М.Сидорова и Е.Щербакова (издание «Российского фонда культуры» и «Российского архива», 2006).

«Круг обязанностей III Отделения был обширен — от «распоряжений» по делам высшей полиции до сбора сведений «о всех без исключения происшествиях». Четыре экспедиции, на которые первоначально подразделялось это учреждение, ведали следующими «предметами»:

1-я — наблюдение «за мнением общим и духом народным», за поднадзорными лицами, а также за действиями государственных чиновников разного ранга;

2-я — контроль за религиозными сектами и местами заключения «государственных преступников», за различными обществами (научными, культурными, просветительными и т.д.) и изобретениями, разбор многочисленных жалоб и прошений на «Высочайшее Имя», дела о фальшивых ассигнациях и документах, а также ведение личным составом отделения;

3-я — контрразведка, «все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выезжающих»;

4-я — сбор и систематизация сведений о происшествиях в империи (пожары, эпидемии, грабежи, убийства и пр.).

В 1842 году возникла ещё одна экспедиция, взявшая под свою опеку цензуру. Обязанности и широчайшие полномочия III Отделения не были обусловлены никакими юридическими нормами, кроме служебных инструкций. Управление страной через собственную канцелярию, «находящуюся вне состава других государственных учреждений и не подлежащую ничьему рассмотрению, ни отчётности», помимо самого монарха, являлось одной из наиболее характерных черт политико-правовой системы той эпохи.

Штат III Отделения был немногочисленный (20 человек на момент создания и 58 — на пике). При зачислении в III Отделение новых людей учитывался опыт их работы в «присутственных местах» (не менее 3 лет стажа). «Текучки кадров» в этом учреждении практически не наблюдалось, процент служащих, переходивших в другие ведомства, был очень невелик; большинство чиновников III Отделения работали там почти всю жизнь.

Источник приведённой информации





Tags: Власть государства, История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment