САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Categories:

История традиции ношения серёг

Я давно замечаю тенденцию постепенного приобретения мужчинами некоторых признаков женоподобия. Я не стану обсуждать, в чём именно такая тенденция проявляется. Но всё чаще я встречаю в общественных местах мужчин с фальшивыми бриллиантами в ушах. Меня эта тенденция очень заинтересовала и я решил посмотреть литературу по теме истории ношения серёг. Мне кажется, что эта статья может быть интересна многим.

История традиции ношения серёг

В наше время серьги - аксессуар настолько привычный, что мы скорее обратим внимание на женщину, лишенную серег. Серьги из золота или серебра серьги носят и в будни, и в праздники. Но это привычное нам украшение имеет долгую историю.

Серьги для мужчин были широко распространены еще в древнем мире. Тогда же начали формироваться традиции символического значения серег. Например, у древних персов признаком знатного рода была кольцеобразная серьга (непарная) в правом ухе — непременно золотая, с жемчугом.

В правом ухе носили золотую серьгу и знатные юноши античных Афин. А вот со времен Римской империи в глазах европейцев ношение мужчиной серьги стало символизировать низкий социальный статус, почти маргинальность. Началось, видимо, с того, что римляне заставляли своих рабов носить в левом ухе железные кольца. Ведь невольники патрициев были порой одеты лучше свободных граждан! Следовало ввести знак различия; После падения Римской империи моду подхватили искатели приключений. Символизировали мужские серьги и распущенность нравов, и изнеженность.


В эпоху Великих географических открытий (XV —XVII вв.) моду на серьги подхватили суровые моряки. По старинной традиции, моряк имел право носить столько серег, сколько раз его корабль обогнул мыс Горн. Было у драгоценных серег и другое назначение: в случае кораблекрушения люди, подобравшие выброшенное на берег тело утонувшего моряка, обязаны были не просто похоронить его, но и отслужить заупокойную мессу. Серебряные, а иногда и золотые серьги заранее предназначались для покрытия этих расходов.

Очень драматична символика ношения мужчинами серег у цыган. Мы привыкли представлять себе представителей этого народа непременно с колечком в ухе. Но носить его имел право не каждый цыган. Серьгу вдевали в ухо мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка.

И конечно, никак нельзя обойти вниманием серьги казаков Эти мужественные люди носили их не из щегольства. Серьга в левом ухе означала, что казак - единственный сын у своих родителей, в правом - что он младший в семье. Если же казак носил серьги в обоих ушах, это без слов сообщало, что он - последний представитель рода. Казачий обычаи носить такие «говорящие» серьги имел под собой мудрые и гуманные основания: отправляя бойца на опасное задание, есаул сразу понимал, кого следует поберечь, чтобы не обездолить оставшихся дома стариков и не дать пресечься роду.
От колт до английского замка - конструкции серег.

У женщин во все времена дело обстояло куда проще: красавицы руководствовались лишь собственным вкусом и модой. На Руси колты (как до XVI в. называли серьги) носили все — от крестьянских девчонок до боярынь. Вот только проколотых ушей ни у кого из них не было. Колты были велики и тяжелы, поэтому их, снабженные проволочной дужкой, надевали за ухо.

Такая конструкция прожила дольше, чем кажется: в Алмазном фонде России можно увидеть бальные серьги, драгоценные камни в которых даже на вид кажутся непомерно большими и тяжелыми. Ясно, что никакое ухо не выдержало бы подобной «красоты» — и серьги снабжены ушком-«оглоблей» из толстой золотой проволоки. Такие аксессуары дополняли наряды и французских маркиз, и русских княгинь послепетровской эпохи.

Еще один решительный шаг в истории серег был сделан в начале XX в., когда появились изделия с так называемым английским замком (шарнирным креплением с застежкой). Примерно тогда же возникли «гвоздики» (ювелиры называют их пуссетами).

Бытует убеждение, что ношение серег улучшает зрение. Так ли это? На мочке уха находится одна из акупунктурных точек, воздействие на которую действительно благотворно для глаз. Хотя чаще всего серьги, конечно, имеют чисто декоративное значение. Хотя и металлы, и камни составляющие основу серёг имеют своё влияние на того, кто их носит.

Судя по всему, появились серьги в древней Азии 7 тысяч лет тому назад. У египтян и ассирийцев ношение такого рода украшений указывало на принадлежность к высшим слоям общества.
Древние греки, носившие серьги, зарабатывали себе на жизнь проституцией.
Богатые гречанки и состоятельные римлянки с удовольствием носили серьги с жемчугом, демонстрируя окружающим свой достаток и высокое положение. Представительницы же высшей знати предпочитали роскошь и магию более ярких и пестрых камней, выбирая для светских выходов серьги с топазами, с гранатом или с сапфиром.
Среди бесчисленного множества найденных в египетских гробницах ювелирных украшений серьги из золота занимают одно из первых мест. Большой любовью серьги, золотые и серебряные, пользовались в странах Древнего Востока. Серьги с сапфирами, рубинами и изумрудами — фантазия восточных мастеров не знала границ и находила свое отражение в самых роскошных ювелирных украшениях. Не менее серьги были популярны и в Ассирии, Индии или Китае.


Средние века

В средние века в Европе мужские серьги переживали то периоды ренессанса, то, наоборот, падения. Например, в XIII в. католическая церковь, вооруженная религиозной догматикой, запретила изменять тело, сотворенное «по образу и подобию». Этот запрет коснулся и прокалывания ушей. Поскольку сфера влияния церкви в то время была довольно широкой, законопослушное большинство перестало носить серьги. Что до меньшинства, состоящего из пиратов, воров и цыган, то они отказываться от проколов не торопились. Причины для ношения серег у них были разные. Как уже было сказано выше, цыгане продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка, а также единственному сыну в семье. Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». У пиратов серьга означала захваченный им корабль. Мореход мог надеть серьгу после того, как обогнул Мыс Доброй Надежды, на котором почти круглый год стоит штормовая погода. Такой моряк имел право в портовых кабаках безнаказанно класть ноги на стол. Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. В левом ухе ее носил единственный сын матери-одиночки. В правом — единственный сын у родителей. В обоих ушах — последний в роду, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, атаман или есаул был обязан оберегать такого, особенного человека. Во время войны, например, его не имели права подвергать смертельному риску, не отсылали на верную гибель в самое пекло.

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения реабилитировала серьги и их носителей. Де-юре запрет никто не отменял, де факто опала была снята: о ней попросту забыли. На портрете французского короля Генриха III заметно, что правое его ухо украшает серьга.

На Руси колты (как до XVI в. называли серьги) носили все — от крестьянских девчонок до боярынь. Серьги для русичей были не просто украшением, по ним можно было прочитать историю и социальное положение семьи. Так простолюдины носили серьги из меди и дерева, зажиточные торговцы могли позволить себе более дорогие серьги из серебра, ну а членам княжеской семьи полагалось носить серьги с изумрудами и рубинами. До XII в. витязи прокалывали себе одно ухо. В ту пору украшение называлось «одинец», а мужчина, его носивший, — «серьгач».

Вот только проколотых ушей ни у кого из них не было. Колты были велики и тяжелы, поэтому их, снабженные проволочной дужкой, надевали за ухо.

Такая конструкция прожила дольше, чем кажется: в Алмазном фонде России можно увидеть бальные серьги, драгоценные камни в которых даже на вид кажутся непомерно большими и тяжелыми. Ясно, что никакое ухо не выдержало бы подобной «красоты» — и серьги снабжены ушком-«оглоблей» из толстой золотой проволоки. Такие аксессуары дополняли наряды и французских маркиз, и русских княгинь послепетровской эпохи.

Во время боярства от прокалывания ушей отказались. В Петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью: украшения были мало видны под длинными париками. Зато серьги красовались в ушах слоев непривилегированных. Ими вовсю «щеголяли» холопы. Серьга в ухе для них была символом принадлежности хозяину.
В елизаветинские времена парики стали короче и мочки придворных модников украсились серьгами.
Среди военных серьги вошли в моду во времена правления Павла I, это были именно женские серьги - русские женщины, чтобы уберечь солдат от шальной пули, дарили им свои серьги («для милого дружка хоть сережку из ушка!»). Такие серьги были своеобразными оберегами, защищавшими от злых духов и шальных пуль, так они превратились в мужской талисман.
Интересен обычай распространенный у казаков. Казачий обычай носить серьги связан исключительно с военной стороной жизни. Однако не все казаки имели право носить их. Серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом — последний мужчина в роду. Сами же серьги у мужчин-казаков имели обычно вид простого полумесяца и в лучшем случае были серебряными. Если же казак носил по серьге и в правом, и левом ухе это означало, что он один ребенок у родителей. В походах и боях таких по возможности берегли. Нельзя сказать, что наличие серег не освобождало казаков от опасностей. Они наряду с остальными сражались в боях плечом к плечу и несли тяготы походов. Но остальные по негласным правилам старались их сберечь и, как могли, подстраховывали.



Tags: История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments