САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Ведь кроме азербайджанского и армянского языков люди говорили ещё и на кавказском языке?

"Заколоченная дверь"

Елена АСЛАНЯН


06.07.2008

Елена Асланян

Я благодарен другу из ФБ, подкинувшему мне сегодня ссылку на эту статью. Я копирую эту статью не потому, что поддерживаю карабахскую авантюру. А потому, что мне стыдно за бакинцев, которым наследники члена политбюро, въехавшего в эту организацию на языке, которым он лизал задницу "сиськомасиськину", осуществили операцию лоботомии у некоторой части, я думаю, что  не у всех жителей, горячо любимого мною города Баку, города моего детства и юности. Я рассматриваю навеянную подонками антиармянскую кампанию в качестве проявления самых мерзких качеств, на которые способны люди. И меня абсолютно не интересует то, что делали ереванские властные подонки с азербайджанцами, жившими спокон века в Армении и считавшими своим родным языком армянский. Меня волнует поведение жителей моего родного города, которых шантрапа у власти за короткий период смогла сделать законченными кретинами. Неужели бакинцам, которых заразила ненавистью к армянам шантрапа, пролезшая во власть, ничего не напоминают термины "все армяне", "все евреи", "все цыгане"? Будучи в Карабахе, я слышал от местных азербайджанцев жалобы на местных армян. И что? Это было впервой в человеческой истории? Мудрые правители предприняли бы все услилия для того, чтобы снять или уменьшить противоречия. Ведь кроме азербайджанского и армянского языков люди говорили ещё и на кавказском языке? Мне стыдно видеть, как шантрапа у власти искалечила умы многих бакинцев, которые ещё вдобадок ко всему гордятся своей искалеченностью. Ах, как трудно народу полюбить взобравшихся во власть проходимцев! Большой процент населения Америки очень любил вредителя сельского и не только сельского хозяйства, уголовника и трепло Обаму вместе с его кукловодом. А как любили Сталина, Мао, Муссолини, Гитлера, дедушку Хо! Я пишу легко, без проблем, я мог бы, не поднимая курдюка от кресла, написать на эту тему ещё очень многое. Но мне даже писать стыдно!..

*          *           *            *            *

С чего начинается родной город? Иногда, как и незнакомый, чужой – с первой прогулки-экскурсии, прикосновения к эпизодам его истории, в том числе не такой уж давней, которыми гордятся не меньше достопримечательностей старины.

– Дети, вот здание театра оперы и балета. Посмотрите, какое красивое. А как красиво внутри! Этот театр построили в 1910 году в честь оперной дивы того времени Неждановой. И сейчас, в 1968 году, оно не только нисколько не устарело, но ничем не уступает лучшим, самым современным оперным театрам мира. Не уступит и через двадцать лет, и через сто!

– Его построили братья Маиловы, рыбопромышленники, – громко заметила сопровождающая вместе с учительницей нашу колонну мама Майи Аванесовой.

И твердо добавила:

– Армяне.

Мы, бакинские армяне, были очень и очень разными по своим корням, уровню образованности, уровню жизни, социальному положению. Но для всех армян Баку стали общими:
• русский язык
• интегрированность
• угасающая память о родных местах – своих или родительских/дедовских (например, об Арцахе, Гяндже)
• легенды и истории из городского фольклора о досоветском прошлом армян в Баку
• добровольное/вынужденное отчуждение от армянской культуры и духовности
• кладбище
• исход


История

Для общности людей так же важно знать свою предысторию, как важно для отдельного человека знать своих родителей.

Трудно сказать, кем ощущали себя армяне Баку начала XX века, в пору промышленного взлета этого города – просто настоящими бакинцами, временными поселенцами или пионерами освоения каспийского нефтяного «клондайка». Наверное, и теми, и другими, и третьими. Факт, что появились армянские фамилии, вошедшие в историю не только Баку, но и мирового бизнеса. Армяне – нефтемагнаты, миллионеры и меценаты, строившие библиотеки и оперные театры, школы и общественные столовые. Не жалевшие своих денег на превращение пыльного, неблагоустроенного восточного города в современный, с проспектами и скверами. Армяне - инженеры, армяне - врачи, армяне – рабочие на промыслах…

Советская власть решила писать историю города фактически с чистого листа – со временем сами же бакинские армяне основательно подзабыли свою роль в становлении города на Каспии. Разве что иногда пересказывали друг другу какую-нибудь красивую притчу о Манташеве, Маилове... Благодаря фильму «Хаос» – его часто показывали по телевидению – мы вспоминали славное прошлое армян Баку, не представляя всех масштабов их общественной и благотворительной деятельности.

Смутно помни­лось и другое, казавшееся неправдоподобно далеким…

В британском сериале «Рейли: король шпионов» есть эпизод, когда прибывших в Баку англичан и самого Рейли, роль которого исполнил Сэм Нилл, не пускают в город, потому что «татары режут армян». Произносит эти страшные слова какой-то русский начальник, вооруженный до зубов, с безмятежной улыбкой на лице. Так же безмятежно и равнодушно страшную информацию выслушивают, даже без естественной, казалось, для европейцев реакции на то, что совсем рядом льется кровь невинных людей.

Тогда, в 1905 году, в Баку, крупном российском губернском городе, вдруг оказалось, что все армянское благополучие – дом на песке. Армяне здесь лишь до поры до времени находятся под защитой государственных законов. При определенных обстоятельствах власть не только не станет их защищать как граждан империи, но с одобрением будет смотреть на бесчинства толпы, без промедления откликающейся на призывы грабить и насиловать в полном соответствии со своей «культурой повседневности», которая до поры до времени поугасла из страха перед законом.

Традицию армян строить и строить, тратя свои материальные и человеческие ресурсы на благо всех живущих в Баку, эти события не смогли поколебать. Армяне продолжали:
• прибывать в Баку работать, зарабатывать, поднимать город
• давать своим детям образование на русском языке ради более полной интеграции в русскоязычном городе и в империи в целом
• основывать в Баку армянские культурные и благотворительные организации

Часть молодежи увлекалась социалистическими идеями, вступала в ряды дашнаков, гнчакистов, большевиков, но подавляющее большинство армян Баку по-прежнему полностью полагались на защиту империи, считая события 1905 года результатом стечения обстоятельств.

История Баку и в советские времена, и тем более сейчас – крайне оболгана, урезана и политизирована. Кое-что выплывает на поверхность только сейчас.

Из учебников по истории СССР мы знали об англотурецкой интервенции в 1918 году, понятия не имея, что англичане, хорошо или плохо, но обороняли город от турок вместе с дашнаками. Знали о Бакинской коммуне и ее коммунисте №1 Степане Шаумяне, о других пламенных революционерах – армянах. Но даже не подозревали, что за определением границ советских республик и автономий стоят несправедливость и предательство по отношению к армянам, несмотря на весь их вклад в дело революции в первую очередь в Баку.

В полном соответствии с установками советской власти разговоры о Карсе, Нахичевани и Карабахе воспринимались бакинскими армянами как ненужные и вредные: нас ведь так любят в Баку, мы получаем квартиры и образование без особых проблем, без всякой видимой дискриминации. Ведь «столкновения» 1905 года были спровоцированы царским самодержавием. (Вооруженные нападения на армян действительно были спровоцированы властями империи, но их характер имел хорошо знакомую нам специфику – нападали на всех без различия пола и возраста, резали, жгли, грабили, но быстро испарялись, едва получали достойный ответ.) Ведь в 1918 году армян в Баку убивали турки. (На самом деле они на три дня отдали армянские дома на поток и разграбление местным «кадрам», а уже потом производили расстрелы интеллигенции и общественных деятелей, выводя их колоннами за город.) «Теперь все это в прошлом, как конка, керосиновые лампы и адский труд на промыслах», – считали советские армяне, жители и строители теперь уже советского города на Каспии. После трудового дня интернациональный город фланировал по празднично освещенному Приморскому бульвару, и казалось, что ярко освещенные улицы, легкий бриз и кафе «Садко» будут всегда.

Но история имеет свойство повторяться для тех, кто не любит ее уроков.

История повторилась через десятилетия. В 1988-м и 1990-м, в Сумгаите, Кировобаде и Баку, тогда еще советских городах, где внутренним войскам ничего не стоило навести порядок – был бы приказ.

Скажете, что в конце 80-х бакинские армяне не видели угрозы и не противостояли? Я свидетельница того, что армяне Баку в большинстве своем понимали: идет разрушение СССР, и армян опять заставят кровью платить за чужие интересы – геополитические интересы держав или интересы тех, кто ищет в погромах и смертях предлог для возврата к прежним временам «ежовых рукавиц».

Мы понимали, что из Баку надо уезжать.



ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ



Tags: Баку, Идиокретинизм, История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments