роза красная морда большая

systemity


САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ


Previous Entry Share Next Entry
Авраамический ликбез. Ч. II
роза красная морда большая
systemity

Яков Басин,
Иерусалим


Начало

4

Нет сомнения, что, учитывая весь предыдущий исторический опыт, представители каждой из трех ведущих религий мира свой интерес к Иерусалиму проявляют одинаково. Святой город свят для всех и должен быть доступен в равной степени для всех. Религиозные святыни равно представляют величайшую историческую ценность для всех верующих – они и впредь должны быть доступны в равной степени для всех. В принципе, этот паритет интересов в современном мировом сообществе сохраняется в полной мере, что хорошо иллюстрируется даже на примере административно-территориального деления Старого города, который состоит из четырех кварталов: Еврейского, Христианского, Мусульманского и Армянского. Святые места ключевой важности для представителей каждой из конфессий имеют свободный доступ. В первую очередь, речь идет о Храмовой горе и Стене плача для иудеев, Храма Гроба Господня для христиан, Купола Скалы и мечети Аль-Акса для мусульман. С 1981 года Старый город включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Если все это так, то в чем же тогда проблема? Почему Старый город как символ всего древнего Иерусалима остается камнем преткновения во взаимоотношениях еврейского народа, объявившего его своей столицей еще три тысячи лет назад, с его мусульманскими соседями, силой захватившими Эрец-Исраэль в седьмом веке н.э. и удерживавшими в своих руках вплоть до распада Османской империи после Первой мировой войны? И располагают ли вообще юридическим основанием эти мусульманские соседи претендовать на всю территорию современного Израиля (или даже хотя бы на часть)?

Единственным действующим международно-правовым нормативным документом (международным законом) о государственном устройстве территории бывшей Оттоманской Палестины является Решение Лиги Наций, принятое Советом Лиги 24 апреля 1920 г. на конференции в итальянском курортном городке Сан-Ремо. В соответствии с этим решением вся историческая территория бывшей Оттоманской Палестины предназначена для расселения ТОЛЬКО евреев, чтобы они могли на ней воссоздать свой Национальный Дом. А провозгласить новое государство смогут лишь представители той общественной силы, которая осуществляет реальный контроль над территорией провозглашаемого государства.

Да, но древнее еврейское государство, занимавшее эту территорию, было подвергнуто внешней агрессии и уничтожено, а народ его был рассеян по миру еще две тысячи лет назад! С тех пор весь Ближний Восток подвергался многочисленным государственным переустройствам. Владельцами этой земли становились представители различных стран, народностей и религий. Сохраняют ли евреи и ныне свое историческое право на воссоздание здесь своей государственности? Лига Наций дала на этот вопрос однозначный ответ: давность акта агрессии и уничтожения государства евреев имеет ничтожное значение в силу следующих фактов:

– значимости исторического государства Израиля для формирования существующей западной цивилизации;
– сохранения евреями, несмотря на жесткие меры притеснения и противодействия, постоянного присутствия на территории своего государства;
– сохранения евреями нравственной установки и веры в неизбежное восстановление государства Израиля.

Одним из наиболее серьезных моментов для сохранения исторического права евреев на эту территорию является тот факт, что с момента разрушения древнего еврейского государства здесь никогда не было создано какого-либо иного государства, которое просуществовало бы достаточно длительное время. Все государства, оккупировавшие когда-либо территорию государства Израиля, погибли. Более того, все государства, захватывавшие эту территорию, не заботились о ней, что привело к резкому сокращению населения, деградации территории – потери лесов, заболачиванию и опустыниванию. То нееврейское население, которое ныне занимает эту территорию, составляют лица (и их потомки), переселенные Оттоманской империей из других регионов Азии, Европы и Африки.

Когда Лига Наций установила британский мандат на Палестину, особой статьей (№5) было четко зафиксировано исключительное право евреев на создание государства на этой территории, что означало прямой запрет на создание здесь какого-либо другого государства, кроме того, что может быть создано общиной евреев. В соответствии с этим, создание и даже попытка создания любого такого государства на этой территории является нарушением установленной нормы международного права, то есть преступлением. Но возникает иной вопрос: сохраняют ли силу Решения Лиги Наций в настоящее время? Каков правовой статус тех решений, которые приняла Организация Объединенных наций в 1947 году о создании государства Израиль?

Оказывается, Решение Лиги Наций по территории бывшей Оттоманской Палестины полностью сохраняет свою силу и в наши дни. В 1946 году в Устав ООН, который сменил Лигу Наций, была специально введена статья (12 гл., ст. 80) о сохранении в силе Мандатов Лиги Наций. Ее отменить не может даже Генеральная ассамблея ООН. Вот почему все решения Совета безопасности ООН по территории Израиля выносятся со ссылкой на главу «Мирное разрешение споров» (гл. VI). Не говоря уже о том, что все решения Генеральной Ассамблеи ООН всегда имеют юридический статус необязательных рекомендаций, Они просто являются изложением мнения собрания представителей государств, не имеющего обязательной силы ни для кого.

Становясь членами ООН, арабские страны официально признали все решения и документы этой организации, а, следовательно, и Решения Лиги Наций. Тогда в чем смысл постоянного давления на Израиль? Цель этих действий одна – заставить сам Израиль нарушить международный закон и принять на себя всю ответственность за это. Например, нарушить закон Израиль может, если просто санкционирует на тех территориях, которые Лига Наций отвела для еврейского государства, создание государства для арабов, ибо это запрещено статьей №5 (см. выше).

Что касается израильского государственного законодательства, то с провозглашением Израиля действие решения Лиги Наций по Оттоманской Палестине как документа международного права частично завершилась только в отношении той части территории Эрец-Исраэль, на которой было создано государство. Географические же координаты границ Израиля не определены ни в одном израильском законе, что теоретически позволяет евреям сохранять свои права на всю площадь, отведенную им решением Лиги Наций. Например, право создать еще одно еврейское государство, скажем, в Иудее и Самарии.

5

На сегодняшний день проблема арабо-израильских отношений осложняется тем, что и Израиль, и Палестинская автономия считают Иерусалим своей столицей, не признавая такого права за другой стороной. Многолетняя дискуссии о статусе Иерусалима – одна из самых горячих. В результате Арабо-израильской войны 1947-1949 гг. Иерусалим оказался разделенным между Израилем и Трансиорданией, занимавшей тогда территорию восточного берега реки Иордан. При этом евреям досталась западная часть города, арабам – восточная. Уже в 1949 г. в Иерусалиме был размещен Кнессет, а 5 декабря того же года Израиль объявил Иерусалим своей столицей, хотя статус этот распространялся только на ту часть города, которая принадлежала евреям. Позднее здесь разместились почти все государственные и правительственные учреждения Израиля.

Свои шаги по воссозданию собственной государственности предприняли и арабы: 13 декабря 1948 г. парламент Трансиордании принял закон об аннексии оккупированной ею территории Палестины, включая Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. 25 апреля 1949 г. Трансиордания сменила свое наименование на Иорданское Хашимитское Королевство (Иордания), чем зафиксировала вхождение в свое государство земель на обеих берегах реки Иордан, а 24 апреля 1950 г. декларировала аннексию Восточного Иерусалима, включая Старый город, и объявила Иерусалим своей второй столицей. Органы Палестинской автономии никогда Иерусалиме не находились.

Соглашения о перемирии между Израилем и Трансиорданией арабской стороной не соблюдались. Священные места для евреев были недоступны. Более 50 синагог в Старом городе были осквернены и уничтожены, некоторые из них были превращены в конюшни. Величайшая еврейская святыня – кладбище на Масличной горе – было осквернено, а погребальные плиты (мацейвы) с могил использовались для строительства мостовых. Доступ к Стене плача был запрещен. Путь к Еврейскому Университету на горе Скопус и госпиталю Хадасса был отрезан. ООН никаких резолюций по таким действиям Иордании вплоть до 1967 г. не принимала.

В результате победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим и обеспечил контроль над всей территорией города. ООН израильский суверенитет над этой частью города не признала, но он, тем не менее, был законодательно отделен от Западного берега реки Иордан, и Израиль получил возможность официально декларировать свой суверенитет над объединенным Иерусалимом.

После Второй мировой войны к Иерусалиму значительно возрос интерес и со стороны христианского мира. После шестидневной войны большинство христианских церквей потребовало предоставления особого статуса святым местам. Однако это движение не получило своего развития, так как в самом Израиле местные главы христианских церквей не смогли достичь единства по вопросу о будущем Иерусалима. Так, в 1972 г. католические епископы выступили с заявлением, требующим признания за Иерусалимом интернационального статуса. Они осудили проводимое Израилем строительство в городе. В то же время патриархи православной и армянских церквей, а также англиканский архиепископ выразили удовлетворение существующим статусом, ибо он обеспечивал свободный доступ к святым местам.

22 июля 1980 г. Шестая Конференция руководителей неприсоединившихся стран приняла заявление: «Город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины, и должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет». Уже через неделю, 30 июля, Кнессет подавляющим большинством голосов принял «Закон о Иерусалиме», согласно которому Иерусалим был объявлен единой и неделимой столицей Израиля. Совет Безопасности ООН осудив принятие этого закона, подтвердил, что принятие этого закона представляет собой нарушение международного права и призвал все страны вывести свои дипломатические миссии из города. Генеральная Ассамблея ООН также отвергла данное решение Израиля.

В 1997 г. Палестинский законодательный совет принял, а в 2002 г. Председатель Палестинской национальной администрации подписал «Основной закон», в котором Иерусалим провозглашался столицей Государства Палестина. При этом следует отметить, что само государство, декларативно провозглашенное еще в 1988 г., официально до сих пор не создано, что не мешает доброй сотне стран – членов ООН заявлять о его признании. О непризнании Иерусалима столицей Израиля со стороны большинства государств мира также свидетельствует отказ ими размещать здесь свои дипломатические представительства. После того, как Коста-Рика и Сальвадор в августе 2006 г. перевели свои посольства из Иерусалима в Тель-Авив, в Иерусалиме не осталось дипломатических миссий иностранных государств. Конгресс США еще в 1995 г. принял закон о переносе своего посольства в Иерусалим, однако американское правительство до сих пор его не выполнило. В настоящее время посольство США находится в Тель-Авиве, а в Иерусалиме – Генеральное Консульство США.

По поводу Восточного Иерусалима и Западного берега реки Иордан в международном лексиконе даже существует термин «спорные территории». Доказывая неправомочность такого определения, Израиль приводит оборонительный характер Арабо-израильской войны 1948 года и Шестидневной войны, а также отсутствие международного суверенитета над этими территориями до 1967 года и, естественно, наличие исторического права еврейского народа на землю Израиля.


P.S.

Сегодня мир стоит на грани катастрофы, и если не будут предприняты серьезные меры к сглаживанию противоречий между представителями различных цивилизаций, этой катастрофы не избежать, а это означает многомиллионные человеческие жертвы. Компромисс должен быть достигнут. Во имя собственного спасения люди должны научиться жить в едином человеческом содружестве. Поэтому навеки сохраним великие слова Папы Иоанна Павла II: «Сохрани нас, Боже, от ненависти и пристрастия по отношению к людям иных убеждений. Научи нас одолевать зло и видеть брата в человеке, который дурно поступает, не отнимая у него права на покаяние. Научи нас замечать свои грехи, чтобы мы не начали обновление с поисков соломинки в глазу у брата».





?

Log in

No account? Create an account