роза красная морда большая

systemity


САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ


Previous Entry Share Next Entry
К "вечной" дискуссии о евреях в ВЧК-ОГПУ-НКВД
роза красная морда большая
systemity
Д-р Арон Шнеер, Иерусалим




Автор этих двух заметок д-р Арон Шнеер – один из ведущих научных
сотрудников «Яд ва-Шем» – Иерусалимского Национального мемориала памяти
жертв нацизма и героев Сопротивления.



Книга Арона Шнеера о трагедии советских военнопленных-евреев "Плен"
вышла в 2016 г. на английском языке. Повесть "Из НКВД в СС и обратно"
издана на польском и латышском языках. Статьи о Второй мировой войне
выходили на английском, иврите, латышском, а также в Австралии,
Белоруссии, Венгрии, Германии, Израиле, Канаде, Латвии, Молдове, России,
США, Украине, Франции.

Арон Шнеер - лауреат премии «Олива Иерусалима» (2007 г.) в номинации
«Связь времен» за вклад в исследование еврейской истории. В 2011 г.
Союзом писателей Израиля удостоен премии им. Виктора Некрасова за вклад в
литературу о Второй мировой войне.


1. К "вечной" дискуссии  о евреях в ВЧК-ОГПУ-НКВД

Евреи никогда не были большинством в органах НКВД. На 25 сентября 1918 г. из 372 сотрудников центрального аппарата ВЧК евреев было 35 человек (9,4%); латышей 179 (48,1%); русских, украинцев и белорусов 113 (30,4%).

Для справки: евреев на территории РСФСР, Украины и Белоруссии - около 3 млн (по переписи 1 января 1939 г. в СССР проживало 3 млн 20 тыс. евреев), а латышей на этой же территории к 1920-1921 г. – около 200 тысяч, покинувших Латвию в 1914-1920 гг. А теперь сравните процент тех и других в органах безопасности.

ЧК называли в то время вотчиной латышей. К 1 октября 1921 г. в органах ВЧК работало 49 991 человек, из них 38648 русских, 4563 еврея, 1770 латышей, 1559 украинцев,886 поляков, 315 немцев, 186 литовцев, 152 эстонца,104 армянина, других национальностей - 1808 человек.

В числе 42 следователей в отделах по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и должностными преступлениями работало 12 латышей, 10 русских, 10 евреев, 8 поляков и литовцев,1 немец, национальность одного не установлена.


В РСФСР в 1918-1921 г. из 60 губернских и областных ЧК евреи руководили 20. В Украине евреи побывали руководителями почти во всех губернских ЧК. Однако и численность евреев в Украине (черта оседлости) несопоставима с численностью евреев в России.

С 1 января 1935 г. по 1 января 1938 г. евреи возглавляли более 50% основных структурных подразделений НКВД, а в областных УНКВД на 1 марта 1937 г. служило 1776 евреев, или 7,6% всех работавших там сотрудников. Но, как известно, "революция пожирает своих детей".

Большинство евреев-чекистов всех категорий, многие участники репрессий, в 1937-1938 гг. сами стали жертвами террора, проводимого советской властью. В НКВД Украины к началу 1938 г. было 925 евреев и 1518 украинцев, в НКВД Белоруссии 182 еврея и 597 белорусов. Однако это районы основного проживания евреев. К 1 января 1940 г. в аппарате НКВД СССР осталось 189 евреев или 5% после русских и украинцев. Таким образом, налицо реальное сокращение численности евреев в НКВД.

Евреи были как среди руководителей внешней разведки, так и составляли больше половины заграничной резидентуры советской внешней разведки. Достаточно вспомнить таких как Шандор Радо, руководители "Красной капеллы" Арон Гуревич, Леопольд Треппер, Янкель Черняк. Последний создал разведывательную сеть "Крона" (германской контрразведке так и не удалось раскрыть ни одного ее агента). И сейчас из 35 ее членов известно (и то по этому поводу до сих пор ведутся споры) только два имени - это любимая актриса Гитлера Ольга Чехова и звезда фильма "Девушка моей мечты" Марика Рёкк, которую считали любовницей Геббельса. Агентам Черняка удалось в 1941 году добыть копию плана "Барбаросса", а в 1943 году - оперативный план немецкого наступления под Курском.

Лишь в 1994 году Указом Президента Российской Федерации "за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания", Черняку было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Итак, как мы видим, вопреки домыслам антисемитов, евреи в карательных органах не были национальным большинством. Но, как и "Протоколы сионских мудрецов", юдофобская фальшивка о засилье евреев в ЧК и наследовавшей ей организациях продолжает использоваться для нагнетания антисемитской истерии.



2. Нельзя монополизировать
право на героизм и правду о героизме


Читаю неоднократно об «уникальном единственном» восстании в лагере смерти в Собиборе. Как историк, обязан сказать, что это не совсем правильно. Восстание в Собиборе не было первым! За два месяца до него произошло не менее героическое восстание в Треблинке. А 2-3 февраля 1945 г. восстание советских военнопленных-офицеров произошло в 20-м блоке Маутхаузена...

О восстании в Собиборе, его духовном аспекте я рассказывал на международной конференции в Иерусалиме в марте 2005 г. в докладе «Элементы мессианства в годы Второй мировой войны в нацистских концлагерях, гетто и лагерях для военнопленных». Текст был опубликован в сборнике "Jews and Slavs", №15, Jerusalem & Sofia, 2007, И в University of Toronto • Academic Electronic Journal in Slavic Studies, №26.

Вот отрывок из моего выступления: «Апогеем деятельного коллективного мессианства в лагере, по-моему, является восстание. Всем руководителям восстаний в лагерях смерти Треблинке, в Собиборе, и в 20-м блоке штрафного концлагеря Маутхаузен присущи черты мессианства. Одним из ярких примеров ожидания мессии является восстание в лагере Собибор, где было уничтожено 270 тысяч евреев. В лагере уже существовала подпольная группа. Однако прибытие в Собибор группы советских евреев-военнопленных ускорило восстание. Надежды на них возлагались потому, что это были красноармейцы. С победой Советского Союза над Германией связывали узники лагерей свое спасение. Таким образом, Советский Союз и Красная Армия представлялись, пусть и неосознанно, коллективным мессией, а прибывшие советские военнопленные – его посланцами, с которыми связывалась надежда на освобождение. Именно поэтому сразу после прибытия в лагерь военнопленным предложили войти в уже существовавшую подпольную группу, а лейтенанту Александру Печерскому поручили возглавить подготовку и руководство восстанием. С его именем все узники связывали свое ожидание освобождения. Те же, кто непосредственно участвовал в восстании, видели в этом единственную возможность спасения от неминуемой смерти. И уже на 22-й день пребывания советских военнопленных в лагере, 14 октября 1943 г. в Собиборе произошло восстание. В результате было убито 11 офицеров-эсэсовцев, а около 500 узников вырвались на свободу. В ходе преследования большинство из них было убито, всего около 30 человек пережили войну. И все-таки это было самое успешное восстание в нацистских лагерях смерти не только по числу убитых врагов, но и по числу освобожденных и спасшихся».

А теперь о первом восстании. Привожу только цитаты из своей будущей книги.


Вахман из Треблинки П.Лелеко на допросе 21 февраля 1945 г. показал: «Однажды немцам стало известно, что несколько человек из рабочих команд подготавливают восстание смертников. Эти люди, их оказалось 10 человек, были схвачены и повешены за ноги вниз головой. Пять часов продолжались их мучения, а после смерти они еще три дня висели на столбах посреди лагеря».

2 августа 1943 г. в лагере вспыхнуло восстание. Через год, 17 августа 1944 г., один из участников восстания Хейнох Бренер на допросе в СМЕРШ рассказал, что во время подготовки к восстанию «подкопали склад с оружием, достали 20 гранат, пистолеты, карабины и пулемет. Перебили стражу, испортили мотор бронемашины, перерезали телефонную связь, лагерь сожгли и бежали. В том числе бежал и я. С этих пор лагерь перестал существовать» <…>

На допросе 26 сентября 1944 г. Самуил Райзман – участник подпольной организации, созданной в рабочей команде, рассказал следователю Военной прокуратуры 61-й армии старшему лейтенанту юстиции Юровскому о деталях подготовки восстания и о самом восстании. «За несколько месяцев до восстания конспиративной организацией был снят хлебный слепок с замка в склад вооружения. 2 августа 1943 г. нам удалось открыть склад и вынести незаметно 25 автоматических ружей, 25 гранат и 20 пистолетов. Один из членов нашей конспиративной группы, исполнявший обязанности дезинфектора, вместо дезинфицирующего вещества обливал заранее предусмотренные планом к сожжению здания бензином. После первого сигнального выстрела здания были подожжены. Со всех сторон было приведено в действие всё оружие, которым мы обладали. Рабочие второго отделения разрушали проволочную ограду лопатами и ломами. Сразу же были убиты немцы гауптшарфюрер Киха Китнер, унтершарфюрер Курт Зайдель и ряд других. Двести заключенных бежали, остальные остались. Я был в числе двухсот» .

Бывший вахман Федор Федоренко на допросах 13 ноября 1973 г. и 21 ноября 1985 г. в Симферополе, показал, что в августе 1943 г. «в Треблинском лагере был поднят бунт евреями из рабочей команды. Около 100 человек прорвались за пределы лагеря и убежали в лес. Я в этот момент стоял на посту возле центральных ворот. Когда началась стрельба, я упал на землю. Рядом со мной оказалось два вахмана и комендант лагеря. Все открыли стрельбу по евреям, которые, преодолев проволочное заграждение, бежали по направлению к лесу. Я произвел около пяти-шести выстрелов в сторону убегавших. <…> Части евреев из рабочих команд удалось бежать, многие при этом были убиты. Сколько всего людей было убито при подавлении восстания, я не знаю. Часть построек лагеря была сожжена восставшими евреями».








?

Log in

No account? Create an account