САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Category:

Очень важный еврейский документ! Ч. II



Ян Топоровский, Тель-Авив

Начало
СПИСОК АРЕСТОВАННЫХ

Приложение написано на папиросной бумаге. (Так из тюрем передавали на волю важные сообщения). Но чернила прошли насквозь и размыли строчки на обороте, и некоторые фамилии, могут быть, неточно прочитаны:
«В Москве арестовали по одному делу 9 человек. Точно говоря: мне известно 9. Человек 10 разбежалось, т.к. их ищут. Составляется дело т.н. религиозного центра. Кроме этих, против трех – в том числе раввина МЕДАЛЬЕ – составляется судебное обвинение. В числе этих трех – один провокатор, ЧОБРУЦКИЙ.

Первых 8 – это люди, болевшие за религию не только своих собственных семейств – выдал мальчик лет 12-13-ти, которого за это взяли гарсоном в ОГПУ, – я обмолвился, в НКВД, но это ровно одно и то же. Конечно, каждому пришьют кроме религиозного – что является сущностью дела – какой-то уголовный ярлык. Это для «внешнего потребления». Поди вступись за уголовного. Так ему и надо.

Раввину МЕДАЛЬЕ приписывается «спекуляции». Он имеет к спекуляции или какой-либо торговле вообще отношение приблизительно, такое, как к астрологии, и, пожалуй, еще меньше. Кой-кому, вероятно, припишут обвинение в торговле – несуществующей – валютной. Дело будет обработано чисто. Время есть, люди не под дождем, а в тюрьме. Первый взят уже 3 месяца, остальные – потом. Мне пишут, что их положение – угрожающее. Если их сошлют, это будет в лучшем случае. Мне не верится, чтобы некоторых расстреляли. Так мне кажется, но я не уверен. Боюсь я главным образом концлагеря, т.к. они этого не выдержат. Это уже для нас ясно, т.к. испытано.


Если бы был «лучший случай» - ссылка, то всякая возможность для них выехать в Палестину на изрядные годы отпадает. Семьи, которые уже разорены, будут совершенно разрушены. Преимущественно это люди, которые жили не только для других, но именно исключительно для других.

Я пишу их имена, фамилии и некоторые детали о каждом из них:

1. МОСКАЛИК Яков или Янкель, прибл. лет свыше 50-ти. Де-факто раввин, но скрывший это, перешедший на службу сторожа и исполнявший эту работу аккуратно. Крупнейший религиозный работник до дня ареста. Человек интеллектуально чистый, напоминающий в этом отношении чистоту вероучителей. Жил на сторожевые деньги с семьей впроголодь, да если бы у него и были деньги, он бы все равно их себе не брал. Нищий, он весь свой день, всю энергию и жизнь отдал религиозным людям. Любим всей еврейской Москвой. Известен под именем Журавицкого раввина. Семья состоит из жены, сына молодого, 2-х девушек-дочерей – лет 24 и 15 – и 3-ей, лет 30-ти с ребенком – вдова. Арестован приблизительно 14 сентября.

2. БУТМАН Залман Борухович, лет 32-х, вероятно. Рабочий-кустарь. 30% всех своих заработков трудовых – причем он явный калека-хромой – посвятивший на религиозные цели. Честнейший человек. Имеет жену и двух детей в возрасте 3-х лет и 1-го года. Человек, который сплошь и рядом подвергал себя риску для поддержки еврейских учащихся и раввинов. Арестован в конце июля.

3. ЛЕВИН Аба, лет 25-ти, вероятно. Шурин Бутмана. Нищий, жил на средства Бутмана, недавно начал работать, т.к. был все время еврейским религиозным учащимся. В 1932 году учился в одной из наших нелегальных групп в Кутаиси. Вместе с другими лицами – группа свыше 20-ти человек – поддался на западню, устроенную Батумским отделением ОГПУ, и согласился перейти за данную им плату нелегально границу – турецкую. Проводник был, конечно, провокатором, и все эти лица были один за другим арестованы и приговорены к 3-летнему заключению в концлагере. Только из-за поднятого вовремя Литвиновым в Америке шума по этому поводу были освобождены. Они бы не выдержали и года концлагеря. Совершенно ни в чем не повинный человек был арестован при посещении кв. Дрейзина (см.4) Имеет жену и только что родившегося ребенка.

4. ДРЕЙЗИН или ДРИЗИН Абрам Беркович, лет 35-ти. Рабочий-кустарь. Вожак всех нелегальных групп разгромленной еврейской школы «Теймхей-Тмимим». Отдался этому делу всецело, без остатка. Жил исключительно для учащихся. Имеет жену и 5 маленьких детей.

5. ГОЛЬДИН Исаак, лет 35-ти. Рабочий-кустарь. Содействовал главным образом семьям ушедших в ссылку учителей-раввинов. Честнейший общественный работник. Отбывший ссылку в Сибири 3 года, за содействие перейти границу какому-то русскому, оказавшемуся впоследствии опасным для соввласти, по словам большевиков.

6. ГОРЕЛИК Лозарь или Лазарь, человек свыше 60-ти лет. Давал уроки детям Дризина и, может быть, еще другим детям – учил еврейские предметы, - глуховатый, больной и нищий, хотя отличнейший учитель. Официально состоит на иждивении сына.

7. ГОРЕЛИК Мендель, его, Лазаря, сын, человек лет 25-ти. Советский служащий. Так как в субботу он не работает, то устроился служащим по распространению художественных изданий. Сам талантливый художник-самоучка, который мог бы много дать, научить, будучи в своей еврейской стране. К среде советской не хотел приобщиться. Человек идейно-религиозный.

8. МАТУСОВ Соломон или Шлома, лет 18-ти. Еврейский учащийся, жил на средства друзей – фактически на средства, доставляемые Дрейзиным. В 1933 г. был в тюрьме по вышеозначенному кутаисскому делу и тогда освобожден от ссылки, как малолетний.

9. АВНИН Меер, лет 25-ти. Рабочий-кустарь, религиозный, нищий, других «преступлений» за ним числится не может.

Я прошу Вас быть добрым, ответить мне: что можно предпринять для того, чтобы их выслали за границу – вот о чем они умоляют. Они просят милосердия, милосердия и милосердия.

Дополнительные сведения:

Бутман сослан на три года в Вятскую губернию, ст. Мурашки, по обвинению в том, что замещал выехавшего за границу З. Шнеерсона, в работе по содействию существованию нелегальных школ и субсидированию раввинов, для чего получал деньги от Любавичского раввина (Адмура).

Арестованы также:
10. Ростов-Дон – Д. Лабок,
11. ------»----- С.М.Гальперин
12. Самарканд – С. Городецкий (раввин)


ДЕЛО «РЕЛИГИОЗНОГО ЦЕНТРА»

Возможно, рабби Шнеерсон до конца своих дней (1980) так и не узнал, как сложилась судьба евреев СССР, которых он пытался спасти. Но сегодня к его списку можно добавить горькую информацию: евреев, проходящих по делу «Религиозного центра», обвинили «стандартно»: «Антисоветская деятельность, активный участник контрреволюционной группировки, деятельность по объединению еврейской молодежи и детей в йешивы и хедеры, а также распространение ложных слухов о якобы гонениях на евреев в СССР».



Шмарьягу-Йегуда (Лейб) Медалье (1872-1938, на снимке), главный раввин Москвы, был обвинен и в «связях с Любавичским ребе, немецкими агентами…» - приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение; Москалик Яков Вульфович – к обвинению добавили «преподавание в одном из хедеров на ст. Малаховка». 3 года ссылки. Казахстан. Там его вновь арестовали и приговорили к расстрелу; Бутман Залман Борухович – 3 года ссылки. Казахстан. В 1946 году его семье удалось, купить польские документы и выехать в Польшу, оттуда во Францию; Левин Аба Евелевич – к обвинению добавили: «поддерживал тесную связь с руководителем группировки, по поручению которого проводил активную деятельность по объединению еврейской молодежи и детей в хедеры и йешивы». 3 года ссылки. Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна; Дрейзин Авром Бенцианович – обвинен заочно. В 1948 году вновь привлекался (заочно) по делу московских хасидов. Умер в 1998 году; Гольдин Исаак – 3 года ссылки. Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна; Горелик Лазарь – 3 года ссылки. Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна; Горелик Мендель – 3 года ссылки. Казахстан. В 1946 переехал во Львов, а там в 1947 году был обвинен в «намерении изменить родине» и «участии в нелегальной антисоветской еврейской националистической организации». Приговорен к 7 годам. Дальнейшая судьба неизвестна; Матусов Шлема – 3 годам ссылки. Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна; Авнин Меер (фамилия, по всей видимости, дошла к Шнеерсону в искаженном виде, или прочитана неверно, но по этому делу проходил Авцон Меер Гершович. – Я.Т.) - 3 года ссылки. Дальнейшая судьба неизвестна; Городецкий Симха – в 1925 году прибыл в Самарканд, организовывал йешивы, хедеры, миквы… В середине 40-х выехал во Львов, откуда в эшелоне с поляками добрался до польской границы. Привлечен (заочно) по делу нелегальной антисоветской организации». Умер в 1984 году.



«МЕЛКИЙ СЛУЖКА В САПОГАХ И ПОГОНАХ»

Залман Шнеерсон указал и на провокатора – Чобруцкий. В еврейских кругах Москвы был известен Самуил Соломонович Чобруцкий. Он занимал пост председателем правления московской иудейской общины до 1944 года. Фамилия этого человека всплывает в протоколах допроса поэта Давида Гофштейна (от 12 января 1949 года, «Дело Еврейского антифашистского комитета»), утверждавшего, что «по инициативе руководства комитета (ЕАК) был снят с поста председателя правления московской общины Чобруцкий», другими словами, ЕАК был против этого человека. Утверждение Шнеерсона подтверждают и слова Соломона Михоэлса, приведенные Н.С. Вовси-Михоэлс в книге «Мой отец Соломон Михоэлс. Воспоминания о жизни и гибели»: «19 апреля отец (…) заявил, что (…), если позвонит некто Чобруцкий, его к телефону не звать. На вопрос, кто такой Чобруцкий, он ответил, что это мелкий служка из синагоги, и вскользь добавил: «В сапогах и погонах». И еще один абзац: «…оказалось, что и Лидовского папа предупреждал, что с Чобруцким надо быть поосторожнее».

В НОГУ С ВЕКОМ

После войны рабби Залман Шнеерсон рассылал запросы в разные города: не осталось ли там еврейских детей? И, если в ответе был хотя бы намек, немедленно выезжал по означенному адресу.

Залман Шнеур Шнеерсон спас от концлагерей (а после войны вывез из монастырей) более сотни еврейских детей. А также не дал погаснуть в их душе огоньку еврейской веры. Для них Залман организовал йешиву в Буаси (интернат для еврейских девочек), занимался благотворительной (спасением от голода!) деятельностью. А когда деньги кончились, поехал добывать их в Америку. Но там жизнь возложила на него новую задачу: сделать так, чтобы еврейское национально-религиозное образование шло в ногу со временем. И Залман Шнеерсон создал в Америке технологическую йешиву «Шевет-Йегуда», в которой изучали Тору и современные технологии.


Комментарий к комментарию:

Автор - гостю (06.05 - 10.10) | 06.05.2018 15:41 По всей видимости, Вы написали свой комментарий ("Даже Шнеерсон смог выдержать в Израиле только 73 дня, и никогда туда больше не вернулся. А это о многом говорит".) под влиянием какой-то своей житейской обиды на Государство Израиль (или еще хуже ненависти). Но Вы не обратили внимания на признания самого Залмана Шнеерсона в любви к Земле обетованной и населявшим ее евреям, которые он высказывает в своем письме. Кроме того, он утверждал, что хотел бы сюда вернуться.
Ваше заключение "Даже Шнеерсон смог выдержать..." несостоятельно еще и потому, что никакого Израиля в то время не было. - был британский мандат на управление Палестиной. И правил этим клочком песка генерал-губернатор.
Но главная ошибка Вашего утверждения кроется - в незнании. В незнании того, что посланцы ХАБАда, которым был и сам Шнеерсон, подчиняются указаниям Любавичского ребе - и едут туда, где надо поддержать угасающую еврейскую жизнь - так было в России, где Шнеерсон представлял до своего отъезда Любавичского ребе, так было и во Франции. так было и после войны. Шнеерсон остался в США тоже по указанию Ребе. Надо было поднимать национально религиозное обучение на уровень 20 века.
Понимаю, что Вы хотели высказать критику в адрес Государства Израиль (недостатков много) - но мой герой Вам не союзник
Желаю Вам всего доброго.
Ян Топоровский




Tags: Еврееведение, История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments