?

Log in

No account? Create an account
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Categories:

Бухарские евреи

Иудейская…мечеть!



                                            Как живут и умирают последние евреи Бухары

АЛЕКСАНДР БЕЛЕНЬКИЙ




История бухарских евреев начинается с момента изгнания из Иерусалима. Люди скитались, сначала обосновались в Вавилоне, затем перебрались на территорию современного Ирана, а потом примерно полторы тысячи лет назад окончательно осели в местах вдоль проходившего по Центральной Азии Великого шёлкового пути.







Первые достоверные сведения о проживании евреев относятся к 8 веку, но по косвенным признакам можно считать, что они жили здесь уже в 6 веке нашей эры, то есть до возникновения ислама и завоевания арабами Средней Азии.








Название “бухарские евреи” закрепилось за членами общины из-за того, что до завоевания Россией Средней Азии значительная часть общины жила на территории Бухарского ханства. Сами бухарцы называют себя “исроил” или “яхуди”. Сейчас даже на территории Узбекистана в самой Бухаре живёт значительно меньше евреев, чем в Самарканде или Ташкенте, а большая их часть давно перебралась в Израиль или другие страны мира.1 Сегодня, чтобы найти бухарских евреев в Бухаре, самый верный путь — на кладбище. И это не метафора.







2 Эммануэль




Эльнатанов работает директором еврейского кладбища и согласился быть моим проводником по еврейской Бухаре. Вместе с братом Рафаэлем они одни из самых активных членов общины.
3 Эммануэль показал территорию кладбища. Многие могилы очень древние и не поддаются идентификации, все надписи на камнях давно стёрло время.
4 Старые надгробные камни пытаются сохранить, бетонируя пространство вокруг них, но так как плиты из песчанника, они всё равно разрушаются.

5 Кто они такие, бухарские евреи? Расскажу их историю, максимально кратко, насколько возможно. Хотя знаю, что некоторые читатели блога только листают картинки — можете пропустить эти несколько абзацев, но тогда вам будет сложно понять, у каких людей в гостях я оказался.

До начала 16 века общины евреев Ирана, Средней Азии и Афганистана представляли собой фактически одно целое. Дальше они стали распадаться из-за политических событий в этих регионах: правители перекраивали границы, контакты терялись. Хотя и сегодня бухарцы и иранцы (имею в виду евреев) без труда поймут друг друга, у них один язык. Сами евреи говорят «бухорча», учёные называют его еврейским диалектом таджикского языка, который как известно, тоже очень близок к фарси.

Отношения с мусульманами складывались на протяжении веков очень по-разному. Вообще, евреи имели статус зимми (буквально “люди договора”), по которому их нельзя было притеснять или заставлять принимать ислам, однако это часто нарушалось в периоды подъема фанатизма, что часто сопровождалось погромами. Первый чисто еврейский квартал в Бухаре, так называемая “старая махалля” появился в конце 16 века, когда им запретили селиться за пределами этого района и подвергли ряду ограничений, с целью подчеркнуть их униженное положение по отношению к мусульманам. Евреи облагались особым налогом, который должны были платить все мужчины с 13 лет, кроме нищих и слабоумных. Получив от налогоплательщика-еврея нужную сумму, сборщик-мусульманин наносил ему две пощёчины, которая в отношении богатых и знаменитых заменялись символическими прикосновениями рук к щекам.
В 18 веке ханские власти впервые попробовали насильно обратить евреев в ислам. Возникла община чала (в переводе с таджикского “ни то ни сё”), члены которой продолжали тайно исповедовать иудаизм, внешне соблюдая мусульманские обряды. Но уже к концу века отрыв от центров еврейской культуры и массовая насильная исламизация привели к угасанию общины, которой грозила полная ассимиляция.

В 1793 году в Бухару прибыл уроженец Марокко рабби Йосеф Мамон Магриби. Целью его был сбор пожертвований для еврейской общины Цфата, где он жил. Прибыв в Бухару, он нашел своих единоверцев в состоянии глубочайшего невежества: только очень немногие умели читать, они располагали лишь двумя экземплярами священного писания, и в его рукописях заключались только три первые книги Пятикнижия. Увидев, что община в Бухаре близка к рассеянию, он решил остаться в этом городе. Его усилиями религиозная и культурная жизнь в общине была возрождена.

Основным занятием бухарских евреев было крашение пряжи и тканей. Во время завоевания евреи Средней Азии приняли пророссийскую позицию. Русская администрация оставила общину в неприкосновенности и сохранила в ней самоуправление, лишь введя дополнительную должность казённого раввина, по аналогии с другими еврейскими общинами империи. В мирный договор между Россией и Бухарой включили специальные параграфы, оговаривавшие право бухарских евреев на свободное пребывание в пределах России, свободную торговлю и право покупки недвижимости на всей территории страны.

В то же время поощрительная политика царских властей по отношению к евреям и попытка правительства Бухарского ханства выместить на евреях, оставшихся в его пределах, злобу за своё поражение (с евреев взыскали 3/4 всей контрибуции, которую эмир должно был выплатить России) привели к массовому оттоку населения с территории ханства в другие провинции России.

Но уже через некоторое время политика российских властей по отношению к бухарским евреям серьёзно изменилась.  На них накладывался ряд ограничений,  и такое отношение привело к тому, что около 10% всей общины отправились в Иерусалим , где возник особый бухарский квартал: этот топоним существует и сегодня.





6 Революцию и гражданскую войну основная масса среднеазиатских евреев восприняла как новый этап вооружённой борьбы между русскими и мусульманами, причём симпатии традиционно склонялись на сторону первых. В то же время небольшая радикальная часть бухарско-еврейской элиты хотела создать в пределах Туркестанского края независимую демократическую республику.

С упрочением советской власти элита перестала существовать как социальный строй и стала “лишенцами”. Гражданские права урезали и у торговцев, парикмахеров, сапожников и портных — их обложили высокими налогами. Разоряясь, они были вынуждены идти на государственные предприятия.

После создания в 1920 году Бухарской советской народной республики традиционная община была расстреляна, её руководители расстреляны, а в Бухаре и в других городах появились еврейские комитеты.
Одновременно с мерами по изменению общинной структуры, советские власти пытались искоренить религиозную составляющую, закрывали и взрывали синагоги. Тем не менее, многие обряды (обрезание, соблюдение кашрута,брак, погребение ) соблюдались подавляющим большинством членов общины.
Подавляющее большинство рабочих на фабриках по производству шёлка и мыла составляли бухарские евреи. В 30-е, в период коллективизации, было создано около десяти еврейских колхозов, многие на землях, непригодных для возделывания. В целом, этот эксперимент оказался неудачным. В те же годы начался второй, сравнительно массовый исход бухарских евреев, в Эрец-Исраэль переехало около четырёх тысяч человек. Большинство покидали СССР нелегально.




Хотя основными профессиями общины по-прежнему оставались те, которые сложились в конце 19 — начале 20 веков, в годы после Второй мировой войны значительно вырос процент лиц, владеющих академическими специальностями (врачи, преподаватели, инженеры) и занятых в творческих профессиях (артисты, музыканты, художники).

7 Во время войны в рядах Красной армии служили четыре тысячи бухарских евреев, около тысячи из них погибли. В 70-е годы бухарско-еврейский язык являлся основным лишь для старшего поколения. Для значительной части людей среднего возраста основным языком стал русский, при этом дети во многих семьях понимают “бухорча”, но не могут на нём говорить.


В конце 70-х началась уже массовая эмиграция бухарских евреев из Средней Азии. Из 17 тысяч бухарских евреев, покинувших СССР, 15,5 поселились в Израиле, остальные в США, Канаде и Австрии. С распадом СССР эмиграция только усилилась. Сегодня в одном только Израиле живёт 150 тысяч бухарских евреев, в Канаде и США ещё 60 тысяч. В России по переписи 2002 года живёт 54 бухарских еврея, в Украине — 1 человек.
При этом, в современном Узбекистане общины находятся на грани исчезновения, во всей стране осталось около 500 евреев. Из них 200 проживают в Ташкенте, 138 в Бухаре, около 50 в Самарканде и ещё 120 в других городах. Поэтому, скорее всего, через 10 лет евреев в Узбекистане больше не останется.

8 На территории кладбища есть старая заброшенная миква, ритуальный бассейн. В микву окунаются для очищения от нечистоты, например женщины должны совершить омовение после цикла месячных, перед тем как вступать в интимную связь, а мужчины делают это после семяизвержения. Миква была построена далеко за пределами кладбища, но со временем некрополь увеличился в территории, и пользоваться бассейном перестали.

9 Современная часть кладбища. Очень нетипичные для еврейской традиции захоронения могилы, фотографии на надгробиях и даже бюсты! Оригинально, у евреев запрещено всякое изображение человека на могиле, чтобы избежать идолопоклонничества, но советские реалии внесли свои коррективы.

10

11 Два брата погибли на фронтах Второй мировой с разницей в год.



Читать дальше: Авторский блог




Tags: Еврееведение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments