роза красная морда большая

systemity


САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ


Previous Entry Share Next Entry
Не разлей вода: Доказательная история и паразитирующая на ней религия
роза красная морда большая
systemity

Царь Хизкиягу – неудавшийся мошиах

Нафтоли Хайкин
10 августа 2018

Один из положительных героев Танаха и еврейской истории, и один из самых выдающихся правителей эпохи Первого Храма – царь Хизкиягу (в русской традиции – Езекия) – царь Иудеи из династии дома Давида. Хоть он был сын злодейского Ахаза, нечестивого царя, но тем не менее, Священное Писание свидетельствует: этот правитель поступал так же достойно, как царь Давид.

Библия повествует, что Хизкиягу воцарился на третий год правления израильского (самарийского) царя Осии, то есть около 727 года до н. э. Молодому Хизкиягу в то время было 25 лет и правил он Иудеей 29 лет. Таким образом, он родился около 752 года до н. э. и умер около 698 года до н. э., а прожил 54 года. Будущий царь воспитывался под большим влиянием пророка Йешаягу (в русской традиции – Исайи).

Вскоре после своего воцарения Хизкиягу провел религиозную реформу: упразднил чужеземные элементы, введенные в иерусалимский культ его отцом Ахазом, и восстановил традиционные обряды храмового богослужения. Одновременно он искоренил идолослужение – уничтожил множественные культовые места (бамот), и даже разбил медного змея (которого, по преданию, сделал сам Моисей во время скитания с народом по пустыне) т.к. евреи приносили ему воскурения, превратив в объект идолопоклонства. В знак восстановления завета с Б-гом, был торжественно отпразднован общегосударственный Песах.

В этих реформах Тора видит благочестие царя, но, по-видимому, они преследовали также определенные политические цели, а именно – концентрацию культа Б-га Израиля в Иерусалимском Храме, который должен был теперь стать единственным законным местом богослужения. Это предполагало распространение влияния Иудеи на всю территорию Эрец-Исраэль, то есть и на еврейское население разрушенного в 720 г. до н. э. Израильского царства, оставшееся там после депортации значительной части его жителей во внутренние районы Ассирии.

Согласно Танаху, Хизкиягу направил послания коленам Эфраима и Менаше с приглашением принять участие в жертвоприношении пасхального агнца в Иерусалимском Храме. Очевидно, что Хизкиягу стремился укрепить в населении бывшего Израильского царства чувство национального единства с Иудеей, что послужило бы первым шагом на пути политического и географического восстановления царства Давида и Соломона.

В период его правления Иудея временно попала в вассальную зависимость от Ассирии. В этот период в стране ощутим подъем национального сознания. Иудея была подразделена на четыре оборонных зоны (Негев, Шфела, Иудейские горы /с центром в Хевроне/ и Иудейская пустыня), каждая из которых включала несколько обнесенных стенами городов.

Хизкиягу оградил страну от хищничества филистимлян. Совершил военный поход на их земли, достиг границ Газы и даже взял в плен одного из филистимских царей, Пади. По всей видимости, эта кампания служила подготовкой к восстанию Хизкиягу против Ассирии и ее царя Санхерива (оно случилось в 701 г. до н. э.). Хизкиягу стремился расширить границы своего царства и достичь политической независимости. Он тщательно готовил восстание, укрепляя внутреннюю обороноспособность страны и заключая антиассирийские союзы.

Чтобы обеспечить Иерусалим водой в случае его осады неприятелем, Хизкиягу отвел воду источника Гихон (находившегося вне стен города) по специально пробитому в скале тоннелю к Силоамскому бассейну (Шилоах) внутри города (на стене тоннеля сохранилась надпись с упоминанием царя). Он построил вокруг Иерусалима широкие стены, которым не были страшны стенобитные орудия. Царь также укрепил провинциальные города и построил хранилища для запасов зерна, вина и масла, реорганизовал армию и заготовил оружие.

Видя иудейскую непокорность, ассирийский царь Санхерив в 701 г. до н. э. вторгся в Иудею и осадил Иерусалим. Санхерив велел своему посланнику Равшакэю передать царю Хизкиягу следующее: «Точно так же, как идолы не могли уберечь поклонявшиеся им народы, когда царь Ассирии пошел против них войной, так и Всевышний не спасет свой народ от могущественного ассирийского войска». Фактически царь приравнял божков ко Всемогущему. И всякий, кто услышал это, разорвал на себе одежды в знак траура. А царь Хизкиягу с приближенными покрыли себя мешковиной и стали молить Всевышнего и просить о наказании хулящим Его.

Согласно библейскому повествованию, пророк Исайя призвал царя и народ не внимать словам ассирийского посланника, требовавшего безоговорочной капитуляции, и предвещал спасение Иерусалима и поражение ассирийцев.

Огромная ассирийская армия расположилась у стен Иерусалима поздно вечером, в канун Песаха. Наутро Санхерив запланировал штурм, но, вдруг, за ночь по непонятной и до сегодня причине (эпидемия?) погибли 185 тысяч человек из ассирийского войска. Так Всевышний ответил на молитву царя Хизкиягу и его подданных.

Этот случай упоминается в песне «И это было в полночь…», которая поется в пасхальную ночь после седера – там перечисляются все знаменательные события еврейской истории, случившиеся в ночь Песаха.

Санхерив с остатками армии поспешил вернуться домой (и что интересно, всем сообщил о своей (!) победе – не было в древнее время ни новостных агенств, ни портала JewishNews, проверить неоткуда…)

Как бы то ни было, Иерусалим не был захвачен ассирийцами, и Хизкиягу остался на троне. Иудея обрела на какое-то время настоящую независимость. Пророк Йешаягу заявил царю, что нужно возблагодарить Творца за избавление, произнеся всенародный Галлель (молитву восхваления): «Пойте Ему, ибо Он сотворил (этим деянием) великую славу Себе» (Йешаягу 12:5). Но Хизкиягу не принял совета пророка, и не объявил Великий Галлель. И, как говорят мудрецы Талмуда, поэтому он не стал Машиахом, хотя полностью имел все предпосылки для этого (тр. Сангедрин 94а). Отказавшись воспеть Всевышнего после избавления от ассирийской осады, он не реализовал свой духовный потенциал…

С историей Хизкиягу связывается рассказ о чудесном передвижении тени солнечных часов назад на 10 ступеней в знак выздоровления царя от болезни (Мелахим II 20:1-11).

Согласно устному преданию, что пророк Йешаягу предсказал тяжело больному царю: он «умрет, и не будет он жить». «Он умрет» – это смерть физическая, а «не будет жить» – это то, что он теряет вечную жизнь. Хизкиягу в недоумении. Как так, ведь всю жизнь он был праведным царем. Пророк объясняет, что он не выполнил одну из главных заповедей – «плодитесь и размножайтесь». Царь Хизкиягу отвечает: не выполнил, т.к. у него было пророческое видение, что родится сын-злодей. И он не хотел создавать злодея. Таким образом, у него были очень чистые намерения.

Пророк ему говорит: «Не твое дело рассуждать, как будет. Это мир Б-га. Он сказал, что надо делать, и это надо делать. Заповедь есть, и ее надо выполнять». И царь Хизкиягу отвечает пророку: «Я понял свою ошибку. У тебя есть дочка, отдай мне ее в жены. Может быть, твои заслуги и мои заслуги вместе как-то исправят ситуацию». Пророк говорит, что поздно, постановление уже вынесено: царь Хизкиягу умрет, и не будет жить. Царь настаивает: «У тебя не полная информация. Потому что я из дома своего отца, царя Давида, получил предание, что даже если уже меч острый лежит на твоей шее, не отчаивайся, не опускай руки, надейся на милосердие Б-га». Повернулся царь к стене и начал плакать и молиться.

В этом эпизоде оказался прав царь, а не пророк. Исправив свою ошибку, вновь заслужил расположение Творца. Царь женился на дочери признавшего ошибку пророка Йешаягу, и у них родился сын – будущий царь Менаше, который, к сожалению, праведностью не блистал…

В связи с этим эпизодом есть такая сгула (предпосылка). Царь Хизкиягу – первый человек, который, когда заболел, попросил Всевышнего об исцелении и через тшуву (раскаяние) исцелился. Поэтому решили мудрецы, что, когда кто-то болен или находится в каком-то кризисе (душевном, физическом, материальном) – он должен повторить молитву, которую произносил царь Хизкиягу. Она служит спасением от всех суровых Б-жественных приговоров.

Внутренние смуты в Ассирии дали Хизкиягу спокойно провести остальные годы царствования; он воспользовался ими для внешнего укрепления и внутреннего благоустройства своего царства.

В Агаде Хизкиягу предстает как праведник, посвятивший себя изучению Торы (тр. Санhедрин 94б, Шир а-Ширим Раба 4:8). Благодаря его усилиям знание Торы стало столь распространено, что невозможно было «найти ни одного невежды от Дана до Беер-Шевы» (Санhедрин 94б). Когда Хизкиягу умер, на его гроб положили свиток Торы со словами «Этот человек исполнил все, что написано в этом свитке» (тр. Бавва Кама 17а).

В 2015 г. на раскопках под южной стеной Храмовой горы в Иерусалиме была сделана сенсационная находка: оттиск печати с именем Хизкиягу. На оттиске видны следы от перстня, который удерживал царскую печать.

Если рассмотреть печать повнимательнее, нас там ждут сюрпризы. Кроме надписи «[принадлежит] Хизкиягу [сыну] Ахаза царю Иудеи» мы видим на печати солнечный диск с крыльями и иероглиф «Анх» (известный еще как «коптский крест»). Эти символы на много веков старше печати, их родина – Древний Египет. Иероглиф «Анх» означает «жизнь». Мы находим этот символ на изображениях большинства египетских божеств – в руках или на их груди. Этот иероглиф также неизменно присутствует в захоронениях фараонов. Судя по всему, в этих случаях он символизировал не просто жизнь, но жизнь вечную.


               
Печать царя Хизкиягу

Крылатый солнечный диск, а также крылатый скарабей в египетской иконографии тоже чрезвычайно распространены и в значительной степени взаимозаменяемы. Оба они символизируют солнечного бога Ра, особенно в его утренней ипостаси, называемой хепри. Если не особо вдаваться в подробности египетской мифологии, то эта ипостась была связана с восходом солнца, сотворением мира и воскрешением из мертвых.

Так что же, спросите вы, самый праведный из царей древней Иудеи, который, согласно Талмуду, был почти Мессией, сделал своей царской эмблемой языческие символы, заимствованные из Египта? Получается, что так. Но не судите великого царя слишком поспешно – ведь Хизкиягу остался в истории, в первую очередь, именно как очиститель иудаизма от всяческой примеси и намека на язычество и идолопоклонство. Да и его учитель, пророк Йешаягу точно не промолчал бы, если бы увидел в использовании этих символов – по всему царству, во многих тысячах оттисков! – что-то недолжное.

В книге пророка Йешаягу нам особенно заметна универсалистская линия, подчеркивающая, что Б-г, которому служат в Иерусалиме, – это Единый Б-г всех народов, а не только лишь одних евреев. Возможно, это видение мира близкого к царю пророка повлияло на решение выбрать в качестве эмблемы символику, понятную всем культурным народам той эпохи, а не только соотечественникам.

Итак, подытожим: царь Хизкиягу, правивший в конце 8 века до н.э считается одним из самых блестящих царей Иудеи. Его помнят за праведность и приверженность иудаизму, и за то, что в его царствование Иудея смогла отстоять себя в борьбе с Ассирией – тогдашним гегемоном Ближнего Востока. Хизкиягу сумел сохранить высокое положение Иудейского царства в экономическом, религиозном и политическом отношениях. Он единственный из царей Иудеи, которого Танах положительно сравнивает с царем Давидом.

«И такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него, и прежде него» (Мелахим II, 18:5).

Убери историю, от религии останется чистый голословный трёп. Сегодня делают всё, чтобы реальностью истории изобразить реальность религии




?

Log in

No account? Create an account