САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Category:

Айн Рэнд была удивительно проницательным человеком. Коллективизм в её понимании

Айн Рэнд была удивительно проницательным человеком. Она писала: "Фашизм, нацизм, коммунизм и социализм – суть только поверхностные вариации одной и той же ужасающей темы – коллективизма". В проницательности Айн Рэнд удостовериться чрезвычайно просто. Спросите любого человека, который вам попадётся на глаза, считает ли он коллективизм мрачной силой, ответственной за подавляющую часть несчастий, обрушивавшихся на человечество. И вы убедитесь в том, что 99% опрошенных вами удивятся тому, как вам могла придти в голову такая идиотская мысль. А между тем коллективизм - это действительно мрачная сила, но не вообще, а именно для людей, которые, как известно, отличаются от других животных способностью логически обосновывать принимаемые ими решения. А пока бараны коллективно блеют и сбиваются в стадо, пока птицы активно поддерживают взаимный контакт в стаях и координирует свои действия в ходе коллективных перемещений и поиска пищи, я попытаюсь обосновать мысль об опасности коллективизма для рода человеческого в духе того, что имела ввиду Айн Рэнд.

Лексема "коллективизм" применима к довольно широкому спектру человеческих взаимоотношений. Для обсуждения прежде всего необходимо выделить то понятие "коллективизм", которое имела ввиду Айн Рэнд, насаживая на него казалось бы такие различные понятия, как нацизм и социализм, фашизм и коммунизм. Она безусловно имела ввиду коллективизм толпы, изначально объединяемой некоторой формой интеллектуальной убогости, которая впоследствие превращает эту персональную убогость в убогость коллектива, в итоге трансформирующуюся в необратимую коллективную психопатологию.


1. Прежде всего необходимо понимать, что синхронизованные эмоции толпы - это не коллективизм, это временное, импульсивное проявление подобия коллективизма. Феномен коллективизма в качестве стабильного явления невозможен без манипуляторов. Первые проявления коллективизма возникли на самых ранних стадиях формирования человеческих обществ. Люди чувствовали себя незащищёнными перед непредсказуемыми и непонятными явлениями природы. Наиболее предприимчивые среди них по наитию или сознательно с корыстной целью придумывали культы таинственных и всемогущих повелителей людей и природы, ставя себя в особые отношения с этими таинственными повелителями, формируя таким образом особую касту жрецов или точнее - класс манипуляторов общественным сознанием.

2. Коллективизм начинался с религии. У древних предков человека религия начиналась с теротеистического культа поклонение животным, предшествовавшего тотемизму. В соответствии с этой универсальной формой религиозного мышления, сохранившегося до настоящего времени у всех диких и варварских племен и даже у некоторых более или менее культурных народов, все объекты и явления природы человеку представлялись антропоморфными существами в образе животных, и потому-то чаще всего тотемами являлись животные. Тотемизм - это некогда весьма распространенная и до сих пор существующая примитивная религиозно-социальная система, в основе которой лежит культ тотема.

Под тотемом подразумевается класс (а не индивид) объектов или явлений природы, с которым та или иная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже отдельный пол внутри такой группы считают связанным себя родственными узами, для которых он является предметом особого поклонения, по имени которого они себя называют и от милости которого зависит их жизнь и благость существования. Любой предмет может выступать в качестве тотема: ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо, даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего - классы животных и растений.

Невозможно себе представить, чтобы идея тотема спонтанно приходила в голову одновременно всем членам социальной группы. Кто-то должен был внушить людям, что их тотемом является то или другое, но неизбежным следствием этого являлись особые отношения открывателя тотема и его потомков с этим тотемом. Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса - кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников. Таким образом, именно тотемизм был основой формирования первичных форм коллективизма и первичных форм манипуляторов общественным сознанием.

3. Религиозный коллективизм с эволюцией человеческих обществ обретал всё более стабильные и организованные формы, привлекающие людей по различным причинам, но прежде всего в качестве моста над незнанием. Религиозный коллективизм основан на неверифицируемости символов коллективной веры. Нельзя веровать в то, что можно увидеть или пощупать руками. Это облигатное свойство любой религии - неверифицируемость - в современной истории привело к жизни секулярные формы религии: фашизма, коммунизма, нацизма, социализма и т.п. Тысячелетний рейх, светлое коммунистическое послезавтра с удовлетворением любых желаний, всеобщая справедливость, мираж всеобщего равенства - всё это позиции, которые никто не видел, которые недостижимы и именно в силу своей недостижимости и нереальности способны объединять людей своей неконкретностью, которую средний интеллект не в состоянии анализировать и оценивать.

4. Понятие "коллективизм" включает в себя обязательное одновременное взаимодействие трёх позиций: единомыслия, координации действий и единства целей. Фашизм, нацизм, коммунизм, социализм характеризуются единством этих трёх составляющих коллективизма. Отсутствие любой из трёх этих позиций полностью нивелирует жизнеспособность коллективизма масс. Единство целей координируется с помощью идеологов коллективизма, которые, как правило, очень лично далеки от коллективизма. Здесь нельзя не вспомнить Сталина, Ленина, Гитлера, Мао Цзедуна и др. Они заражали коллективизмом массы, которых одновременно презирали, которые уничтожали миллионами. Члены толпы не в состоянии координировать действия толпы, если речь идёт не о демонстрации бессмысленных коллективных эмоций, как правило, сопровождающихся разрушениями и уголовщиной. Наконец, единомыслие тоже не порождается самой толпой, оно искусственно индуцируется с помощью лозунгов, масс-медиа, слухов и т.п., синхронизующих эмоции толпы.

5. Необходимо понимать, что эти качества, проявляемые во взаимодействии отдельных личностей и во взаимодействии большой толпы, кардинально отличаются. Так, например, секс между мужчиной и женщиной отличается от группового секса, где результат достигается с помощью аналогичных телодвижений, но при отсутствии всякой ответственности. Если секс между мужчиной и женщиной является тривиальным и необходимым элементом человекожития, то групповой секс считается аморальным, поскольку разрушает некоторые устоявшиеся общественные нормы, лежащие в основе социальной и моральной стабильности. Таким образом, коллективизм толпы в виде скопища людей и взаимодействие ограниченного числа людей, которых только формально можно назвать коллективом, это - две очень большие разницы.

6. Под понятие "коллективизм" никак не подходит дружба кого-то с кем-то, любовь кого-то к кому-то, помощь, оказываемая кем-то кому-то и т.д. Не подходит по тем причинам, что не требует одновременного наличия единомыслия, координации действий и единства целей. Взаимодействие двух и более людей можно лишь формально назвать коллективом. Но это взаимодействие ничего общего не имеет с коллективизмом, поскольку люди свободно изъявляют свои желания, а не механически следуют установкам, спущенным манипуляторами коллектива и поддерживаемым массами. Из пункта 1. следует, что что коллективизм без манипуляторов невозможен.

7. Некоторые виды профессиональной деятельности, например, служба в войсках, могут потребовать текущего взаимодействия всех трёх позиций, свойственных коллективизму, но подобную деятельность нельзя назвать коллективизмом в том случае, если после прекращения этой деятельности люди остаются при своём уме, не повреждённом этой деятельностью, при своём мировоззрении, при прежней манере оценки поведения себя и других. Но, как правило, участие в коллективных действиях, если оно было стимулировано ментальной потребностью, приводит к необратимым изменениям в психике участников коллективных действий. Прекрасно известно, что т.н. "совковое мировоззрение" не элиминируется даже после длительного пребывания в странах, в которых нет необходимости стоять в очередях за кем-то обглоданными костями из суповых наборов, за туалетной бумагой, нет необходимости стирать полиэтиленовые пакеты.

8. Потребность людей в коллективизме меняется от нулевой до всепоглощающей. Она зависит от психотипа, от степени образованности, в определенной степени от жизненного опыта. Но в огромной степени на неё оказывается влияние зависящая от цивилизационного прогресса способность информационной консолидации людей, активирующей, как правило, самые примитивные потребности в достижении чего-то бесплатного, на чём обычно и строится подобный вид консолидации. Когда-то это было лишь уделом индивидуальной активности религиозных манипуляторов, использующих желание людей жить вечно. Потом сложилась профессия религиозных манипуляторов, потом в коллективизации людей ведущую роль начали играть т.н. священные писания, потом появились газеты, радио, телевидение, интернет с компьютерами и смартфонами... Всё это способствовало всё более интенсивному сбиванию людей в стадо коллективизма, а следовательно, к упрощённым возможностям манипулирования массовым сознанием. Именно это имела ввиду проницательная Айн Рэнд, говоря об ужасающей теме коллективизма.

9. В отдельных очень незначительных случаях коллективизм может быть источником благих действий для людей, но в подавляющем числе случаев коллективизм, казарменная психология масс является источником немерянного зла. Выражается это зло в самых различных проявлениях - в войнах, геноцидах, парадах гордости, в радостной вере в неограниченные возможности и способности очередного демагога и диктатора и т.п. Но самым страшным является то, что коллективизм открывает путь к появлению на вершинах власти отморозков, шантрапы, которые с детства усвоили простые приёмы вождения за нос участников коллективной психопатологии.




Tags: Айн Рэнд, Публицистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments