САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Category:

Вера и суеверие. Часть II

Часть I: https://proza.ru/2020/07/13/1739

Невозможно не согласиться с тезисом о том, что накопление знаний активно снижает непредсказуемость событий, с которыми человек опасается сталкиваться в окружающей его обстановке. По этой причине верой в богов древние люди, имевшие самые примитивные представления о причинах природных явлений, пытались как бы оградить себя от неприятностей, систематизируя отдельные группы природных событий за счёт мифов о рождении, жизни, управленческих возможностях и способностях отдельных богов, число которых в древности у различных народов доходило до многих десятков. Страх столкновения с нежелательными, опасными, смертельно опасными событиями гасился верой в возможность их избежать путём умилостивления богов, ответственных за контроль над теми или иными группами конкретных событий.

Понятно, что глупо было просить какого-то обобщённого бога обо всём сразу. Здесь безусловно срабатывала аналогия с развитием ремёсел. Люди уже в древние времена знали, что не может один человек быть одинаково искусным в различных профессиях и переносили это знание на богов. По этой причине до иудеев монобожие возникало редко и на непродолжительное время, например, в случае с историей фараона Эхнатона и бога Атона, в греческих рационалистических монотеистических концепциях Гесиода, Ксенофана и др. В ближневосточной религиозной среде практиковался генотеизм - вера в главенство одного из богов и монолатрия – преимущественного служения одному из богов при наличии других "полезных" человеку богов. Есть мнение о том, что появление некого обобщённого бога предшествовало возникновению политеизма, но всё, что мы знаем из доступной нам истории человечества, свидетельствует о том, что вера в богов базировалась на тщательном разделении их "труда".

В древних Египте, Греции, Риме, Вавилонии каждый из многочисленных языческих богов обслуживался в отдельных храмах с использованием узко специфических процедур. В шумеро-аккадской мифологии насчитывалось около 200 имён богов и их синонимических наименований, не считая демонов и героев. В подавляющем большинстве у каждого из них была очень узкая профессиональная специализация. Например, Аддад был богом бури, ветра, грома, молний и дождя, а Апладад - его сын - "занимался" только осадками и непогодой. Ашнан "работала" богиней злаков, а Кулла "увлекался" только лишь заботой о тех, кто занимался изготовлением кирпичей. В древнекитайской мифологии было множество богов и божественного уровня персонажей. Семь космических богов, три Патроны, пять высших божеств, 23 бога небесных и земных явлений, 39 богов человеческих добродетелей и ремёсел, 9 богов растительного и животного мира. В Индии только лишь к высшему божественному уровню ведийской мифологии принято было относить 33 бога, которые делились на земных, промежуточно атмосферных и небесных. В Египте было около ста богов. 

Греческая мифология очень сложна. Древние греки чтили 12 олимпийских богов: Аполлона, Ареса, Артемиду, Афину, Афродиту, Геру, Гестию, Гермеса, Гефеста, Деметру, Зевса, Посейдона. Самое раннее свидетельство греческой религиозной практики с участием двенадцати богов появляется не ранее конца VI века до н. э. Помимо двенадцати олимпийцев в Древней Греции было много других различных культовых богов: Асклепий, Протей, Тритон, Эйрена, Дике, Тюхе, Плутос, Фобос и Деймос, Энио... Все боги "работали" по своим узким "профессиям". Гермес был богом торговли, хитрости, скорости и воровства, а также красноречия. Артемида была богиней охоты, дочерью Зевса, верховного бога древнегреческого пантеона, "заведующего" громом и молниями. Энио - богиней, вызывающей бешенство у бойцов. Асклепий - богом врачевания. Плутос - богом богатства...

Древние греки столкнулись с египетской религией в VI-V вв. до н. э., когда начали развиваться торговые контакты в восточном Средиземноморьи и эллины нанимались на службу к фараонам. Завоевание Египта Александром Македонским и основание Александрии привело к некоторому слиянию и значительному взаимопроникновению двух мифологических систем. Осваивая верования египтян, греки пытались адаптировать египетскую картину мира в соответствии со своим мировоззрением, они придавали египетским мифам свою окраску и отождествляли многих египетских божеств со своими богами. По окончании эпохи эллинизма и установления господства Рима, сложившаяся в Египте религиозная система не претерпела изменений, а процессы синкретизма греческой (а вместе с ней римской) и египетской религий продолжались наряду с параллельным развитием традиционных верований древних египтян. Римский пантеон богов был многообразен и охватывал все природные явления и человеческие сущности. Как и в других политеистических религиях каждый из богов имел свои функции и отвечал за свои "профессиональные" обязанности. Греческие и римские боги во многом были похожи друг на друга и имели одинаковые функции. Отличались они в основном именами. Ко всему прочему, легенды и мифы Древней Греции распространились также и на римскую религиозную культуру.

Умилостивление богов имело в те давние времена индустриальные масштабы, этот вид деятельности был источником существования большого числа жрецов, вспомогательного обслуживающего отдельных богов персонала и представителей элиты. Следует учесть что языческая вера позволяла одновременно поклоняться многим богам. Поэтому возникшее системное иудейское монобожие даже в виде слухов оказалось угрозой существованию веры в привычное многобожие и большой угрозой нарушения психических норм и традиций поголовно верующего населения. Это обстоятельство явилось стимулом для зарождения антисемитизма, который в дальнейшем уже не способен был элиминироваться, поскольку оказался конгруэнтным имманентному качеству людей выискивать козлов отпущения, ответственных за их личные глупости и упущения.

В те древние времена системное иудейское монобожие было исключительно прогрессивным событием, повлиявшим на мыслительные способности населения, на прогрессивные изменения в оценке и понимании явлений природы и социальной жизни. Считается, что на ранних этапах своей истории религия евреев имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться только в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Конкретного ответа на вопрос о том, по какой причине иудеи вдруг пошли наперекор тотальному, всем понятному и практичному политеизму, мне в интернете найти не удалось, поэтому я сам попытался его сформулировать.

Согласно Библии израильтяне пребывали в Египте 430
лет (Исх. 12:40). Предание об исходе является фундаментом иудаизма, хотя некоторые современные исследователи полагают, что попытки установления историчности событий исхода безосновательны, а повествование об исходе имеет не историческое, а лишь богословское и символическое значение (Mark S. Smith. Exodus. Volume 3 (The New Collegeville Bible Commentary); Collegeville, MN: The Liturgical Press, 2011, Meyers, Carol. Exodus. Cambridge University Press, 2005). Вообще вся еврейская мифология напоминает тщательно запутанный сборник религиозных сказок, с которым можно разбираться всю жизнь. Ясно только, что евреи дважды находились в длительной неволе в Египте и в Вавилонии.

Стремясь обезопасить пограничные с Египтом земли, в июле 586 года до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор II захватил и уничтожил Иерусалим. При этом был разрушен храм Яхве (Первый Храм). Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных, составившее примерно десятую часть от общего населения страны. Иудейское государство было уничтожено: на его территории Навуходоносор II создал вавилонскую провинцию Иехуд, и для евреев начался великий плен, Вавилонское пленение, Галут Бавел с 597 по 539 год до н. э. Эти изгнания происходили на протяжении 16 лет (598—582 гг. до н. э.) и были карательными мерами в ответ на антивавилонские восстания в Иудее. Галут Бавел завершился с возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром. Кир II оказывал покровительство народам, входившим в Вавилонское царство, стремясь заручиться их поддержкой. В частности, в первый год своего царствования он издал эдикт, разрешающий депортированным в Вавилонию евреям вернуться на родину. Как следует из Книги Ездры, после эдикта Кира в Иудею отправилось 42360 евреев. Это сделало возможным восстановление иерусалимского храма (Второй Храм), которое было завершено в 516 г. до н. э.

Наверное мало кто сомневается в том, что для евреев характерна оригинальная этнопсихика, во все времена препятствовавшая ассимиляции этих народов в странах рассеяния. Можно не сомневаться, что в Египте и Вавилонии евреи враждебно относились к египетским и шумерским богам, соответственно, к ста и двумстам из них. Как и все древние народы, описываемые в те далёкие времена, евреи были поголовно верующими. Но признание египетских и вавилонских богов своими было идентично признанию себя коренным населением тех стран, в которых они находились в вынужденном плену. Этот цугцванг в итоге и вылился в монобожие, в то, что в мыслях появился некий главный еврейский бог, который был выше всех ихних суетливых божков. Может быть эту мысль ясно сформулировал и вбросил в народ мужчина из колена Левия, может быть это спонтанно превратилось в общественное мнение, но кажется весьма правдоподобным, что еврейское монобожие появилось в пику чужим для евреев египетским и вавилонских богам. Где-то, не помню, я прочёл высказывание раввина Меира Брука: "Народ, который не признаёт никаких авторитетов, пришёл к идее высшего авторитета".



Tags: Медицина, Религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments