САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ (systemity) wrote,
САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ
systemity

Categories:

О некоторых важных особенностях открытия Карла Юнга. Часть I

Я очень люблю бакинскую поговорку: "Что хочешь бери, руками не трогай!", в особенности люблю с точки зрения её категорической неприменимости (конечно с моей точки зрения) к восприятию научного знания. Я вполне могу понять психологию очень умных учёных, которые занимаются материализацией тьмы, пытаются раскопать ужасно глубокие пласты непознанного и ещё неоткрытого знания, но по душе мне всегда были не глубококопатели, а яснокопатели. Очень ясно на этот счёт в широко известном афоризме выразился великий физик Эрнест Резерфорд: „Если ученый не может объяснить, чем он занимается, уборщице, моющей пол в его лаборатории, значит, он сам не понимает, чем он занимается.“ Наукой я занимаюсь с пяти лет и все почти восемьдесят лет занятия наукой с двумястами научных публикаций и тысячами публикаций статей научно-популярных строго придерживаюсь этой парадигмы. Инопланетяне - это резко не моё. И не потому, что их не было, нет и никогда быть не может, а потому, что объяснить происхождение жизни в космосе намного проще, чем на Земле, посредством той простоты, с какой факты высасываются из пальца...

Я неоднократно писал о том, что психология и психиатрия не могут считаться фундаментальными науками, поскольку никто никогда не сформулировал, чем отличается психическая норма от психопатологии, а без фундамента настоящая наука никак не способна функционировать и развиваться. Мой скромный вклад в эти области знания в виде теории психоиммунитета
(https://www.proza.ru/2019/12/08/191, https://www.proza.ru/2019/12/08/195, https://www.proza.ru/2019/12/08/197), согласно которой все мы психи, но в очень разной степени, широкая научная общественность пока не то что не оценила, а просто не заметила. Даже только что новорожденный - не только потенциальный филогенетический псих из-за генетических повреждений, неизбежно доставшихся ему от предков, но - в микроколичествах - и онтогенетический псих, поскольку в течение беременности матери в какой-то степени общается с окружающей беременную мать средой и с её личными абнормальностями.

Это я всё к тому, что, по существу, среди фундаментальнейших открытий по части человеческой психики почётнейшее место, хотя и не всегда, к сожалению,  осознаваемое общественностью, как почётнейшее, принадлежит Карлу Юнгу, предложившему разделить психотипы людей на интровертов и экстравертов.
Это открытие было им описано в книге "Психологические типы", которая увидела свет в 1921 году. Основным критерием, различающим экстравертов и интровертов, Карл Юнг определил "направление движения либидо". И это было супер гениально! Гениально не то, что не бывает движения и туда, и сюда одновременно. В природе и обществе любое движение построено на наличии градиентов в отличие от того, что представляют собой идиоты социалистическо-демократического умопомрачения. Гениально то, что будучи психиатром в течение почти 60-ти лет, Юнг понял, что бывает только туда или только сюда. Ветер не может дуть и туда, и сюда одновремсенно, ток не может течь в обоих направлениях одновременно... Хотя Юнг и высказал предположение о том, что вероятно может быть и промежуточный тип между экстравертами и интровертами - амбиверты, но весьма неуверенно, скорее в качестве ответа на потенциальный вопрос о возможности существовании переходной группы. Между прочим, в этой статье я хотел бы поспорить с Юнгом о природе амбиверсии.

Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в то время как у интроверта либидо направлено на внутренний мир. Казалось бы, такая простая классификация: вовнутрь или наружу. Юнг был учеником Фрейда, а либидо является одним из основных понятий психоанализа, разработанных Зигмундом Фрейдом для описания разнообразных проявлений психической активности. В современном языке либидо используется, как правило, в значении "половое влечение", но во времена Фрейда это было не совсем так и даже совсем не так.  Оно обозначало некую специфическую энергию, лежащую в том числе и в основе полового влечения. Фрейд приравнивал либидо к эросу Платона и определял его как энергию влечения вообще, а не только основу половой, а также любой другой любви, например, любви к родителям, детям... Термин "либидо" активно использовался Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, неврозов, а также для описания хода психического развития человека. В преобразовании либидо (т. н. сублимации) Фрейд видел источники творческой энергии.


В истории психологии и в меньшей степени психиатрии не было ни одного мало мальски известного аксакала, который бы не предложил свою оригинальную систему психотипирования. 16 факторов личности Рэймонда Кэттелла, Миннесотский многоаспектный личностный опросник, типология Майерс-Бриггс, множество других... Схем было предложено действительно множество. Так, свои исследования базовых признаков личности известный немецко-британский Ганс Айзенк начал с анализа результатов психиатрического обследования контингента солдат - групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различными. Им было выделено три фактора, в том числе факторы экстраверсии, интроверсии и нейротизма ("Dimensions of Personality", 1947). Первоначально он интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения. Он считал, что для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость, и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость. А для интровертов - быстрое формирование возбуждения, его сила и медленное формирование реактивного торможения, его слабость и малая устойчивость.

Ганс Айзенк переосмыслил введённые Карлом Юнгом термины экстраверт и интроверт, которые изчально имели иное содержание. В работе "The Biological Basis of Personality", опубликованной в 1967 году, Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у лиц с высокими показателями на этой шкале повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности на колебания потребностей. (Экстероцептивными принято называть ощущения, возникающие при действии раздражителей на рецепторы, которые находятся на поверхности тела (делятся на дистантные – зрительные, слуховые, и контактные – осязательные, вкусовые. А проприоцептивные это – ощущения, возникающие при действии на рецепторы в мышцах, сухожилиях, суставах.)

Насчёт ретикулярной формации. В черепной коробке есть образование - ретикулярная формация. Оно отвечает за стимуляцию коры головного мозга. Ретикулярная формация является системой, активирующей кору мозга. Практически все нервные сигналы, посылаемые в большой мозг по сенсорным путям, также поступают в ретикулярную формацию, в которой эти сигналы оцениваются на важность, прежде чем позволить им активировать кору для их обработки. Некоторые люди с рождения обладают развитой ретикулярной формацией. В таком случае, для осознавания внутренних и внешних процессов, такие люди не испытывают необходимости в постоянном взаимодействии со средой и внешних стимулах, например, в общении. У других людей это образование развивается иначе и меньше стимулирует кору. Таким людям для комфортного существования (чтобы возбуждать кору головного мозга и через это осознавать себя и окружение) необходим более плотный и постоянный контакт с внешним миром и другими людьми в частности.


В 1964 году известный ученый из ГДР Карл Леонгард, занимавшийся исследованием методов диагностики личности, опубликовал монографию "Нормальные и патологические личности", в которой была разработана классификация акцентуаций, или типология характеров и темпераментов. Под акцентуацией понимается характер как крайний вариант нормы. Леонгард определил 12 типов акцентуаций личности, но сейчас основной упор, как правило, делается на первые десять. Четыре типа составляют условную группу, в которую входят акцентуации характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый. Еще шесть типов относят к другой условной группе, которую составляют акцентуации темперамента: гипертимный, гипотимный, или дистимный, циклотимный, экзальтированный, тревожно-боязливый, эмотивный. Еще два типа - это акцентуации личности: эстравертированный и интровертированный типы. При этом понимание этих терминов по Леонгарду отличается от понимания других психологов.

У Ленина есть работа под названием "Как Мартов углубил Плеханова". Карла Юнга "углубляло" множество психологов и психиатров, но открытие Юнга не идет ни в какое сравнение с его углубителями. Сложные, запутанные, не всегда до конца понятные самим разработчикам их психотипические схемы заметно проигрывают при сопоставлении с простым и ясным открытием гениального Юнга. В соответствии с классификацией Карла Юнга основная разница между интровертами и экстравертами заключается  в направленности и способах восполнения внутренней энергии. Главная задача человека в жизни - адаптироваться к окружающему миру и раскрыть все заложенные в нём природой потенциалы.Так, интроверт – это человек, который в основном ориентируется на себя, надеется в основном на себя и, соответственно, направляет энергию внутрь себя, а экстраверт, добирает то, что ему не хватает в социуме, как губка, впитывает и активно эксплуатирует окружение, как птица, рыба, баран в стае, в отаре пользуется преимуществами социальногшо сущесмтвования. Интровертами называют людей, которые заинтересованы в том, чтобы найти интерес к себе, к своему внутреннему миру. Экстраверты - это те, кто больше заинтересован в изучении и эксплуатации внешнего мира.

В более мягкой популярной психологической интерпретации интровертов принято относить к категории людей, которые изолировали себя от общества и по каким-то важным внутренним причинам не имеют возможности удовлетворять свои потребности через активное общение с внешним миром. А экстравертами называют людей, которые ввиду особенностей роста и созревания собственной личности смогли научиться удовлетворять свои потребности во взаимодействии с социумом или в меньшей степени испытывают затруднения в общении с другими людьми.
Но в основном это - совсем не так. Мы все давно привыкли дифференцировать политиков и их электорат на правых и левых, консерваторов и либералов, республиканцев и демократов и при этом не осознаём, что ежедневно косвенно подтверждаем открытие Юнга. Интроверты - это основной трудовой костяк общества, которые надеются на себя, ориентируются на свои способности и возможности. Интроверты - это люди с созревшей ретикулярной формацией, которые не нуждаются в обилии внешних стимулов. Внешне они могут казаться замкнутыми, не азартными и увлеченными собой именно потому, что им для того, чтобы анализировать и понимать окружение вполне достаточно "внутренней работы", самоанализа. Экстраверты активно участвуют в новых разработках, открытиях, цивилизационном прогрессе, но слишком часто склоняют развитие общества в направлении явного маразма, порой заменяя содержание движений и событий дешёвыми эффектами.

Я всегда считал, что основным качеством, отличающим очень умных людей от не очень умных и очень неумных, является способность по-настоящему удивляться. Можно удивляться тому, что поезд пришёл без опоздания, но настоящее удивление - это удивление, которое требует пересмотра привычных взгялядов на вещи. Открытие Юнга абсолютно того же порядка, как если бы он внезапно обнаружил то, что никто раньше не видел: что люди делятся на мужчин и женщин, что на самом деле имеется мужской и женский пол. Третьего пола не существует. Существует лишь удивительно подлая категория политиков левых, демократов, социалистов-коммунимстов, либералов, которые активно строят свои мошеннические планы завоевания власти, спекулируя на наличие одновременно обеих половых признаков. Как это делается, я описал здесь: "Кого бы ещё пож
алеть?!" - https://proza.ru/2017/07/05/573.

Никто не застрахован от рождения интерсекс-ребенка! Таких детей рождается меньше одного на десять тысяч. Это не зависит ни от родственных связей, ни от того, вела ли мать здоровый образ жизни во время беременности. Причина подобных аномалий – сбой на генетическом уровне, нарушающий развитие будущего человека по тому или иному пути. Изначально каждый эмбрион закладывается двуполым. Вплоть до 9-10 недель внутриутробного развития плод как бы выбирает, кем ему стать, сохраняя потенциальную готовность анатомически развиться и по женскому, и по мужскому типу. Согласно древнегреческой мифологии Гермафродит был сыном богов Гермеса и Афродиты, двуполым его сделала влюбившаяся в него водяная нимфа Салмакида. Различают псевдогермофродитизм и истинный гермофродитизм.

В первом случае существует противоречие между внутренними (хромосомными и гонадными) и внешними (строение половых органов) признаками пола (бисексуальное развитие), то есть половые железы сформированы правильно по мужскому или женскому типу, но наружные половые органы имеют признаки двуполости. Второй случай характеризуется
одновременным наличием мужских и женских половых органов, наряду с наличием одновременно мужских и женских половых желез. Псевдогермофродитизм встречается в менее одной сотой процентов случаев рождения. В Википедии отмечается, что истинный гермофродитизм является чрезвычайно редким явлением и в мировой литературе описано всего около 150 случаев. Понятно, что оба случая гермофродитизма не отрицают наличие всего двух двух полов, а не десятков, придуманных социальными аферистами.

Люди сильно различаются по многим признакам: по полу, по температменту, по характеру, анатомии, по цвету волос, по радужной оболочке глаз, относительной длине пальцев, форме черепа, отношению длины ног к длине туловища и т.п. Темпераментом принято считать природно обусловленную совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Это - динамические, а не содержательные аспекты деятельности, определяющие скорость течения психических процессов, устойчивость эмоциональной сферы, степень волевого усилия.
Темперамент составляет основу формирования и развития характера, под которым обычно подразумевают такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Изучением характеров занимается раздел психологии, который называется дифференцикальной психологией.

Наши древние предки весьма интересовались особенностями человеческой личности. Это видно и по характеру богов, и по тому, что древние греческие врачеватели Гален и Гиппократ различали человеческие темпераменты. Они предположили, что существуют устойчивые индивидуальные различия в соотношениях между химическими системами, регулирующими поведение человека. Несмотря на то, что Гиппократ среди первых указал на роль мозга в общей регуляции поведения, наиболее устойчивые индивидуальные различия он приписывал различиям в смесях нейро-гуморальных жидкостей тела: лимфы, делающей человека спокойным и медлительным (флегматиком); жёлтой жёлчи, делающей человека истеричным и хамоватым (холериком); крови, делающей человека подвижным и весёлым (сангвиником); чёрной жёлчи делающей человека грустным и боязливым (меланхоликом). Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так часто встречаются, но преобладание определенных черт даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Причина живучести теории темпераментов Гиппократа-Галена может быть в том, что они впервые описали четыре действительно легко узнаваемых в обществе типа поведения, которые проявляются и как психиатрические профили. Эти профили фиксировались человечеством более 2500 лет и отражены в международных классификациях психических расстройств. Павлов выделил 4 типа высшей нервной деятельности, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов, которые он сопоставил с типами темперамента по Гиппократу: слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов, соответствует гиппократовскому меланхолику; сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения, соответствует холерику; сильный уравновешенный подвижный тип, соответствует сангвинику; сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами, соответствует флегматику типу. Темперамент как прирожденный конституциональный вид нервной деятельности - генотип, под разнообразными влияниями окружающей среды превращается в фенотип, характер.

По всей вероятности обладание определенным психотипом - качество наследственное. Были попытки обнаружить его генетическую основу, но они пока не дали заметных результатов. Стремление получать новые впечатления, присущее экстравертам, иногда объясняют "геном авантюризма" (аллель 7R гена DRD4). Этот ген определяет чувствительность некоторых групп нейронов к нейромедиатору дофамину. Его носители имеют довольно четкие, статистически значимые поведенческие отличия от обладателей других вариантов гена DRD4. У носителей аллеля 7R в среднем сильнее, чем у других людей, выражено стремление к поиску новых ощущений (novelty-seeking behaviour), для них характерна повышенная импульсивность. Проанализировав распределение частот аллелей DRD4 у южноамериканских индейцев, бразильские генетики обнаружили, что в племенах, которые в недавнем прошлом вели образ жизни охотников-собирателей, "ген авантюризма" встречается чаще, чем у оседлых народов, издавна занимавшихся сельским хозяйством, которые по роду своей деятельности являются консерваторами.

По-видимому, этот ген дает адаптивное преимущество при кочевом образе жизни, а переход к оседлости делает его фенотипические проявления скорее вредными, чем полезными (https://elementy.ru/novosti_nauki/431393/Gen_avantyurizma_chashche_vstrechaetsya_u_okhotnikov_sobirateley_chem_u_zemledeltsev). Нельзя исключить и фактор, в соответствии с которым экстрорверсия приносит больше пользы её обладателям с точки зрения повышенных жизненных благ. Насколько я знаю, в этом направлении было проведено одно исследование на народности ариаал, проживающая в северной Кении. Полученные результаты продемонстрировали, что в группах, ведущих традиционный кочевой образ жизни, носители 7R питаются в среднем лучше носителей других аллелей, тогда как в группах, перешедших к оседлости, ситуация сменилась на обратную (https://bmcecolevol.biomedcentral.com/articles/10.1186/1471-2148-8-173).


Интроверт просто никак не может почувствовать потребности и позыва стать идиотом по жизни. Для интроверта идиотизм это поведение, нарушающее и разрушающее его жизнь конкретно и непосредственно. А для экстраверта мнимая красота поступка, авантюризм затмевают возможность личного неудобства и опасности. Недавно я прочёл в Живом журнале канадского автора (https://flavius-aetius1.livejournal.com/281946.html): "В бытность ещё мою в Израиле, перед очередными выборами, я увидел по ТВ выступление одной из активисток левой партии МЕРЕЦ. Она, нимало не комплексуя, поведала, что не исключает, что деятельность её партии, в случае успеха, может привести к уничтожению страны. Ну что ж, быть по сему, зато мы умрём с чистой совестью. А ты меня спросила, хочу ли я умирать, чтобы совесть твоя была чиста? Это, впрочем, последнее, что её волнует, вместе с миллионами ей подобных по всему миру. Повестка дня всё более диктуется рефлексирующими идиотами, призывающими мир к самоубийству." И по моему убеждению подавляющая часть этих идиотов никто иной, как экстраверты. 

Безусловно, всё это огромное многообразие проявлений человеческой личности было хорошо известно Карлу Юнгу. Хочу ещё раз напомнить, что открытие интроверсии и экстраверсии было им описано в книге "Психологические типы", увидевшей свет ровно сто лет тому назад. Открытие было сделано только благодаря таланту Юнга и его богатой психиатрической практике. Многовариантность человеческой личности практически полностью исключает случайность открытия психотипов, которое, как и принадлежность к полу, делит людей на две альтернативные группы, открытые и описанные Юнгом, и не зависит от многочисленных личностных характеристик. Уже после открытия Юнга все психологи стали учитывать эти два психотипических различия.



https://systemity.wordpress.com/2021/03/25/240/

Tags: Психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments